ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

сергей тетерин ньюс  #46

26 июня 2001

Интервью с Алексеем Шульгиным и Ольгой Горюновой: ЩУПАЛЬЦА СИСТЕМЫ - почему обыватель это жертва, а дизайнер - враг художника. БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ: умные политически ангажированные, темные аполитичные. МУЗЫКА И ЖЕЛЕЗО: тринадцать или четырнадцать хитов отечественного рока в исполнении 386DX - "Ноль", "Аквариум", "Машина Времени", "Гражданская Оборона"…


Интервью с А.Шульгиным и О.Горюновой

Справка: Алексей Шульгин - художник, музыкант, куратор, теоретик, преподаватель. Участник сотен выставок, конференций, концертов. Web-мастер FuckYou-FuckMe (http://www.fufme.com). Основатель первой в мире кибер панк рок группы 386 DX. Член Московского Союза Художников и Российского Союза Кинематографистов. http://www.easylife.org
Ольга Горюнова - медиа исследователь, критик новых медиа. Автор статей по медиа культуре, опубликованных в российских и зарубежных изданиях. Участник конференций, фестивалей, круглых столов. Автор курса лекций по истории медиа технологий и основам медиа теории "Медиа. История экспансии", прочитанного в Институте Про Арте, С.-Петербург; ЦСИ Алматы, Казахстан, етс.

ЩУПАЛЬЦА СИСТЕМЫ

С.Т.: Поговорим об особенностях современных буржуазных обществ, о том, как людей заставляют работать на систему. Чем, например, отличаются механизмы подчинения обществу у нас в России и то, как это происходит за рубежом?
О.Г.: Ну, это очень обширный вопрос… Давай лучше для начала поговорим о том, может ли профессиональный дизайнер "после работы" заниматься искусством, "быть большим художником".

Пояснение. Такое начало разговора получилось "по следам" предыдущих обсуждений вопроса: может ли материально несостоятельный художник сделать "настоящее искусство" и не лучше ли ему сначала преуспеть, скажем, в качестве коммерческого дизайнера. А уж потом, заработав портфолио, признание и приличный годовой доход, заняться "после работы" производством серьезного искусства. См. http://www.artinfo.ru/ru/news/main/STeterin-42.htm

О.Г.: Есть такое направление в философии, а точнее школа, которая именовала себя "критическая теория общества". 30-70-е годы в Германии, "франкфуртская школа". Это серьезные философы, которые утверждали: философия в ХХ веке должна помочь человеку выстоять под натиском тотальности, массовой культуры, помочь ему увидеть "щупальца, тянущееся со всех сторон" и найти для себя другие пути, альтернативные смыслы жизни. Они рассматривали массовую культуру - голливудский кинематограф, музыкальную индустрию, рекламу - и пришли к выводу, что физические способы подавления человека постепенно уступили место тонким методам на уровне идеологии. Подавления обществом - ведь общество нуждается в том, чтобы люди работали на него как можно больше. И общество формирует своих членов с самого детства, часто с помощью вдалбливания в головы ряда стереотипов и клише.
С.Т.: Под обществом имеется в виду совокупность всех людей или, грубо говоря, какая-то элита, наиболее активная его часть, управляющая остальными?
О.Г.: Это скорее некая общественная сила, которую называют коротко - "власть". Не как совокупность силовых институций, включая Думу, парламент и президента, а некая сила, как у Фуко…
А.Ш.: Есть власть, которая осуществляется через институты власти, а есть власть, которая по сути видна во всем. Понятно, что за президентом есть силы, которые реально управляют обществом. Мы говорим о неком обобщенном понятии власти, без конкретизации. В разное время эта власть олицетворяется по-разному. Сейчас, например, считается, что власть перешла в руки транснациональных корпораций.
О.Г.: Власть воспитывает таких членов общества, которые будут ее поддерживать, на нее работать. Часто это делается путем создания "ложных потребностей". Это очевидно, что у человека есть истинные потребности - такие, как еда, сон, жилье и так далее, и есть ложные. Как пишет Маркузе, эти ложные потребности всегда находились в состоянии переформирования обществом. Мода постоянно меняется, и постоянно изменяются потребности одеваться каким-то особенным образом, создавать семью именно так, а не иначе. И если раньше это определялось непосредственно культурой, то сейчас эта функция формирования перешла к специальным институтам, которые получают за это деньги. Они специально создают новые стереотипы поведения и клише, которые помогают человеку соответствовать запросам общества, работать на него. У человека как бы самостоятельно возникают идеи, что он должен одеваться именно так, а не иначе, отдыхать именно там, а не в другом месте. Трудно осознать, что это желание привнесено извне, через телевидение и рекламу, а не появилось "изнутри". И обязательно - чтобы удовлетворить такие желания, нужны деньги. Еще больше денег. Чтобы получить еще больше денег, ты должен еще больше работать на общество. Это замкнутый круг, приходится работать все больше и больше, остановиться невозможно. И у большинства людей просто не остается времени и сил, чтобы задуматься и понять, что же они на самом деле хотят сделать в этой жизни.
С.Т.: Искусственно поддерживается ощущение, что ты всегда зарабатываешь меньше, чем тебе нужно. Сколько бы ты не зарабатывал - если у тебя есть 20 000 долларов в год, у тебя появляются потребности, для которых нужно 30 000, когда будет тридцать - очень скоро понадобится зарабатывать сорок и так далее.
О.Г.: В такой ситуации о занятиях искусством речи быть не может.
С.Т.: Иногда люди утешают себя идеей: я вот поработаю года два-три, сделаю себе карьеру и заработаю денег, выполняя коммерческие заказы, а потом, когда у меня появятся деньги, я переключусь и начну заниматься искусством "все больше и больше". Реализовывать мечты детства и юности. Эта история продолжается десятилетиями, до занятий искусством конечно "руки не доходят" никогда.
О.Г.: Характерно, что, несмотря на все революционные изменения, которые претерпело искусство, по-настоящему большие художники продолжают настаивать на недопустимости компромисса с коммерцией. А коммерческие дизайнеры, которые называют себя художниками, они еще хуже того - не просто попадают в рабство "ложных потребностей", о которых мы с вами говорим, а еще и активно помогают их создавать. Они порождают привлекательные визуальные образы для внедрения "ложных потребностей", которые иначе не так-то легко было бы насадить людям.
С.Т.: То есть вы считаете, что хороший коммерческий дизайнер - еще больший враг художника, чем обыватель?
О.Г.: Да. Дизайнер, рекламист и всякий, кто распространяет рекламу.
А.Ш.: Обыватель - это жертва, а дизайнер - медиум, посредник, это руки, которыми действует власть.
О.Г.: Большинство из них это осознает и идет на такую работу сознательно.
С.Т.: Алексей, я так понимаю, ты разделяешь точку зрения Оли, и твоя репутация медиа-художника-революционера базируется на этой идейной платформе? Во время выступлений и гастролей по миру ты как-то транслируешь эти идеи? Не скрываешь эти взгляды?
А.Ш.: Наоборот, я много читаю лекций, и практически в каждой касаюсь темы "художник и власть", "художник и система". И последняя тема для обсуждения: net art умер именно потому, что оказался в руках кураторов, контролирующих представителей институций. Более того, когда меня приглашает какая-нибудь монструозная организация типа крупного музея, я стараюсь не поступать так, как обычно поступают художники: с радостью приносят и отдают все свое им в руки, радуясь самому факту участия. Для меня каждое выступление обязательно должно быть критичным в отношении самой институции, той ситуации, в которой я оказываюсь. Я не могу, участвуя в ARS ELECTRONICA, не рефлексировать на то, что я участвую в ARS ELECTRONICA. Я не просто даю им свой проект, а специально делаю новый проект, который отражает ситуацию с ARS ELECTRONICA и относится к ней критически. В 1997 году я сделал просто пародию на ARS ELECTRONICA, на ее систему призов. Ведь любой пресс-релиз ARS ELECTRONICA начинается с количества долларов, выделенных в этом году на призы. Призы - это самое главное в ARS ELECTRONICA. Существующая система призов - это самый мерзкий способ, которым институциализированная власть порабощает рядовых художников, совращая их этими деньгами. Это главное, что заставляет художников участвовать во всем этом балагане. Я же сделал приз-пародию на призы ARS ELECTRONICA, устроил конкурс, сам был единственным членом жюри.
О.Г.: Это и был проект Алексея на ARS ELECTRONICA в 1997 году.
А.Ш.: А свои другие проекты я прекрасно могу выставить с помощью интернета и без всякой ARS ELECTRONICA…

БЫТЬ ХУДОЖНИКОМ

А.Ш.: Это очень важно: многие художники начинают с критики институций, но когда достигают институциализированного успеха, забывают про пыл молодых лет и "всю эту риторику".
О.Г.: К тому же многие художники придерживаются мнения, что "это их не касается". "Мы политикой не интересуемся, а занимаемся чистым искусством". Между тем сегодня такое время, что если ты не интересуешься политикой, то политика заинтересуется тобой. Как только художник создает нечто стоящее, действительно хорошее, власть обязательно захочет использовать его в своих целях. Если человек не думает об этом, не делает ничего, чтобы противостоять напору, общество его проглотит. При этом любая неосмысленная попытка протеста молодого художника может быть "переварена" на благо системе.
А.Ш.: Очень много примеров (в последнее время это все убыстрилось), что молодой художник делает один-единственный заметный проект - и все, дальше его забирает система и заставляет работать на себя "повторяясь". Сделав одно хорошее произведение сетевого искусства, начинающий художник принимается на работу в качестве веб-дизайнера и дальше делает только "орнаменты".
С.Т.: Конечно, я знаю и такие примеры, когда в портфолио арт-директора коммерческой студии виднеются один-два удачных "художественных проекта", которые ему необходимы как элемент репутации, некий показатель высокой креативности. Не более того.
А.Ш.: У меня есть знакомые дизайнеры, которые когда-то были художниками. Теперь они солидные дизайнеры, но у них жива эта идея - что надо постепенно возвращаться к искусству. Я знаю несколько примеров, когда люди хотели бы "вернуться", но с ними уже что-то произошло, переключилось в голове. То, что они предлагали в качестве своего нового "художественного продукта" - это страшный урод, и не дизайн, и не искусство. На это неловко смотреть, хочется просто отойти в сторону.
В нашей стране только с появлением таких художников, как Осмоловский и Бренер, искусство стало хоть как-то ассоциироваться с определенной социальной позицией. Я думаю, что эта продолжающаяся аполитичность подавляющего большинства художников - это результат чрезмерной политизированности нашей власти, еще из времен Советского Союза. Люди настолько устали от лозунгов, что словосочетание "социальная позиция" до сих пор вызывает отторжение. И успех порабощения человека в пост-коммунистическом обществе во многом основан как раз на этом: у людей продолжается апатия и нежелание занять какую-либо вменяемую социальную позицию.
С.Т.: Если смотреть на ситуацию вашими глазами, то сейчас нет большой разницы между художником ангажированным и художником аполитичным, "самоустранившимся". Тот, кто считает себя "вне политики", так или иначе потакает системе.
А.Ш.: Разница есть! Политически ангажированные художники - более циничные и более умные, более образованные, может быть. Потому что только необразованный, а вернее, непонимающий ситуацию художник пытается сегодня спрятаться в "башню из слоновой кости". Это зависит от какого-то чувства современности, есть оно или нет.
И это не только сейчас происходит. На самом деле люди вспоминают прошлое как какой-то золотой век - тогда вот были монстры, Пушкин, Достоевский и Ботичелли, а сейчас что? Бренеры и Сорокины, какое-то говно! А в будущем Бренеры или Сорокины, или кто-то еще займут те же позиции, что и Пушкины. Хотя есть теория, что уже не займут, что история кончилась. То тем не менее сейчас много что происходит, и непозволительно прятаться в прошлое, пренебрегая тем, что происходит сейчас. Мастера прошлого жили в контексте своего времени, а сейчас и время другое, и технологии другие. И механизмы общества другие. Сейчас нельзя оперировать подходами, успешными во времена Пушкина или Александра Блока. Общество изменилось, и все происходит по другим законам…

МУЗЫКА И "ЖЕЛЕЗО"

С.Т.: Если уж говорить о переменах: как ты объяснишь свой переход от "чистого нет арта" к музыкальной форме самовыражения (речь идет о проекте "386DX", который находится в постоянном развитии).

Пояснение. "386 DX" - "первая в мире киберпанк рок группа", известный арт-проект Алексея Шульгина. Состав "рок-группы": CPU 40 Mhz, 8 Mb Ram, 40 Mb HDD, Creative16, Win 3.1. Компьютер довольно древней модели играет в midi мировые музыкальные хиты и самолично поет с помощью программы-синтезатора искусственной речи. В репертуаре: "Rolling Stones", "Clash", John Lennon, "Queen", "Doors", "Nirvana"… См. http://easylife.org/386dx

А.Ш.: Мне кажется, что музыка, концертная деятельность - это последняя иррациональность, которая вообще осталась в искусстве. В мире сейчас сугубо не хватает метафизики, иррациональности. Особенно это чувствуешь, если работаешь с компьютером и с интернетом, где все подчинено законам логики. Коммуникации не чувственные, а сугубо виртуальные. В современном обществе не хватает именно иррациональности метафизики - людям это нужно. Различные уродливые проявления - шабаши футбольных болельщиков, разгул на рок-концертах, стихийные всплески иррациональности - это происходит потому, что повседневная жизнь современного человека так заорганизована, что других возможностей у него просто нет. И если раньше за иррациональность отвечала церковь и религия, то теперь ее влияние слишком уменьшилось.
О.Г.: К тому же людям не хватает контактов с природой. Прожив, например, в центре Москвы зиму, с октября и до апреля, вдруг обнаруживаешь, что ни за окном, ни в доме нет ничего живого. Мы полгода погружены в полностью искусственную реальность. Нет ничего живого в доме, кроме нас самих. Компьютеры, пластик, мебель из деревозаменителя - ничего живого!
А.Ш.: …И необходимую долю иррациональности я нашел как раз в музыке. И хотя поет-то у меня компьютер, проект достаточно концептуальный, - парадоксальным образом реакция слушателей в клубе на мой 386DX часто бывала ярче и позитивнее, чем реакция на "живых исполнителей". Когда поет живой человек, у слушателя всегда есть сомнение, что он его обманывает. А когда поет робот - он весь как на ладони, видно, что он честен и не способен притворяться… Тут много и других аспектов.
Что мне особенно дорого - это реакция людей, эмоциональная, чувственная.
С.Т.: Можешь ли ты вот так сразу назвать три места, где тебя лучше всего принимала публика?
А.Ш.: Да, могу: первое место - это город Ижевск, в прошлом году, потом в Лондоне прошлой осенью… В Лондоне я дал несколько концертов, и там был очень теплый прием, потому что мой музыкальный проект хорошо действует на англоязычных людей, эти песни - это часть их культуры. И третье место - это последний концерт в Болонье, в Италии. Я выступал там на центральной городской площади, меня заставили подписать все бумаги, что я не нарушаю своим выступлением ничьих прав - ни Мика Джаггера, ни Джима Моррисона и так далее. Атомосфера получилась очень хорошая на этой площади, народ там колбасился будь здоров.
С.Т.: А сейчас у тебя новое событие - диск вышел на европейском лейбле?
А.Ш.: Да, на голландском лейбле "STAALPLAAT", широко известном в узких кругах электронно-экспериментальных музыкантов. На диске классические хиты мирового англоязычного рока: "Роллинг Стоунз", Джимми Хендрикс и так далее. Но это не только музыкальный диск, но и CD-ROM для PC. И не просто CD-ROM, а так называемый "bootable", с него можно загрузить компьютер. В результате такой загрузки на компьютере восстанавливается полный интерфейс 386-го компьютера, который я использую для исполнения хитов…
С.Т.: И можно самому устроить "живой концерт" 386DX.
А.Ш.: Ну в принципе да… И еще на диске есть видеоролик с концерта.
С.Т: В России этот диск не появится? Может быть, есть какие-то планы по продажам в Москве?
А.Ш: У лейбла "STAALPLAAT" нет дистрибуторской сети в России. Но как раз для России я готовлю сейчас следующий музыкальный проект, именно с легендами русского рока. На готовящемся диске будет тринадцать или четырнадцать хитов отечественного рока в исполнении 386DX - "Ноль", "Аквариум", "Машина Времени", "Гражданская Оборона"…
С.Т.: Прекрасно, ждем с нетерпением…


мой favorites list:

цифровой [pop art] дани васильева > http://www.koala.ru
вдохновленный нарко-трипами [digital art] андрея полушкина > http://dark.gothic.ru/silentium/
чувственно электрическое [body] дарьи чужбиной
> http://dasha.paragraph.ru/body/b1.html    
[убегающий в виртуальность] медиа художник infant terrible > http://www.artinfo.ru/ru/news/main/STeterin-26.htm
прибор в виде книги [межлокальная контрабанда] алексея михайлова > http://www.postart.ru/
игорь дубина пишет [о телекоммуникационном искусстве] > http://www.philosophy.ru/library/dubina/paradigm.html


как добиться успеха в интернете
советы философа-киберманьериста

Быть осторожным в беседе: с конкурентами - из опаски, с прочими - из приличия. Электронное слово вылетит - не поймаешь, из чужих файлов не выкинешь. Умение разговаривать в Интернете - одно из важнейших. Беседуя о пустяках, прощупывай почву для дел поважней. В скрытности - залог успеха; кто легко открывается, проиграет наверняка.

Знать свои страстишки. Они бывают даже у самых безупречных людей. Избавиться от них невозможно; необходимо их скрывать. Ведь знание о твоих даже мелких страстишках дает постороннему ключик к управлению твоим поведением... В Интернете нетрудно оставаться в тени, но слабости все же бросаются в глаза. Иной уже готов превозносить тебя за хорошее, но, наткнувшись на слабости, умолкает и лишь корит за изъяны, что омрачили твои достоинства.

Лучшее торжество над завистью и зложелательством. Что делать, если столкнулся в сетевой жизни с подобным дерьмом? Одного презрения уже недостаточно - вернее будет задействовать учтивость. Будь учтивым с врагами; настоящий герой Интернета мстит злопыхателям доблестью и подвигами, они-то и побеждают и терзают зависть. Ведь каждый твой успех затягивает туже петлю на шее злобы. Каждое твое достижение мучает и изводит соперника. И поделом всем завистникам! Возвещая одним бессмертие в WWW, труба славы вещает другим гибель в петле зависти.

Бальтасар Грасианов
http://www.tri.raid.ru/copper/grasian/


e-mail: Сергей Тетерин     
URL: http://www.teterin.ru

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO