ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Деревенская биеннале или сексуальная революция.
Оксана Саркисян. 26 августа 2005 года.

С 7 по 21 августа проходила 4-ая Ширяевская биеннале современного искусства «Любовь: между Европой и Азией», организованная самарским региональным фондом «Центр Современного искусства».       

Громкое название «Биеннале современного искусства», вряд ли прольет свет на то мероприятие, которое вот уже четвертый раз происходит в деревне Ширяево на берегу реки Волги в соответствии с названием раз в два года. Здесь нет высокого истеблишмента, характерного для биеннального движения, нет   культурной политики и борьбы художественных стратегий в силу того, что на деревню Ширяево не распространяется художественный дискурс и она расположена вне контекста современного искусства. Все-таки, у ширяевской биеннале строгая иерархическая структура; есть комиссар – Роман Коржев и три куратора: со стороны Самары – Неля Коржева, от Москвы – Александр Панов и координатор в Штутгарте Руппехтер Ханс –Михаэль.  Но на этом все сходство и заканчивается: в Ширяево происходит чистый эксперимент по внедрению современного искусства, рожденного урбанистической культурой, в контекст повседневной деревенской жизни с ее характерным укладом и ментальностью.

Это внедрение не лишено культурных реминисценций и заставляет вспомнить передвижников и Репина, музей которого – главная достопримечательность Ширяева, здесь русский классик создал свое хрестоматийное полотно «Бурлаки на Волге».  Художники из  Германии, Франции, Армении, Москвы и Самары, поселившиеся на пару недель в аутентичных избах,  так же вспоминали барбизонцев и русских модернистов, проводивших прекрасные и плодотворные дни вдали от городской суеты в занятиях высоким искусством на дачах Мамонтова и Волошина. У московских художников жизнь в Ширяева так же пробуждала ностальгические чувства по фестивалю Арт Клязьма, но все же следует заметить, что полюбившийся им пансионат отдавался художникам целиком, в то время как жизнь жителей деревни Ширяева текла своим чередом. И хотя основная часть биеннале не подразумевала присутствие зрителя, а лишь внутри конфессиональное общение художников, правильней было бы причислить это трудно определимое мероприятие с глубоким погружением в локальную ситуацию к public art фестивалю, потому что специальных выставочных залов в Ширяеве вообще-то нет.

Зрители приехали 19 августа, когда состоялось «номадическом шоу», так по-модному назвали организаторы перемещение 150 человек по деревне от одного арт проекта к другому. Такая жесткая координация, напоминающая  скорее практики паломников-туристов, безропотно следующих за экскурсоводом, демонстрировала в первую очередь неразвитость культуры потребления современного искусства. Шоу начиналось на пристани перфомансом Ханса-Михаэля Руппрехтера. Связанный художник с завязанными глазами и с табличкой «Я умру, если будут открыты мои глаза и свободны руки» встречал приехавших зрителей и дачников. Это заявление германского профессора искусств на фоне красивейших волжских пейзажей, трудно поддавалось интерпретации, хотя и обладало пафосом  далеких битв 68 года. В отличие от Рупперхерта, адепт московского акционизма Анатолий Осмоловский вполне сжился с местным контекстом и сделал очень лирический проект. Он предоставил всем собравшимся возможность рыться в траве в поисках заветных травинок и вспоминать с чего начинается Родина. Его нонспектакулярное внедрение  в среду заключалось в нескольких вклеенных на пригорке листиков травы из покрашенных фломастером полосок бумаги. Любовь к отечественной культуре продемонстрировал Александр Соколов. В течение двух недель он небезуспешно осваивал далекую от современного искусства технику сухой иглы и проводил время за пленэрными эскизами. Плоды этих упражнений были внедрены в экспозицию музея Репина и оказались единственными подлинниками в череде принтов с рисунков метра, из которых состоит экспозиция деревенского музея. 

Найти любовь между Европой и Азией рискнула Диана Мачулина вмонтировав в нимб  иконной прориси песню с золотой пластинки Элвиса Пресли «Love me tender». Герман Виноградов, практикующий урбанистический шаман, в деревне облюбовал образ школьного учителя. В местной школе он провел перфоманс анаграммной поэзии в кабинете русского языка и литературы. В основном же произведения художников балансировали между спецификой сельской жизни и всевозможными любовными практиками. Обилие насекомых поразило французских художников, гадающих в своем видеофильме по укусам комаров «любит/ не любит» и Вику Ломаско, создавшую экибано с насекомыми «Ужасающая любовь». Волга вдохновила Питера Хаури на съемку ряда иронических эпизодов по мотивам фильма «Водный мир» и перформанс «Лодка любви» совместно с Елке Хаммельштайн. Диапазон высказываний развернулся от «LOVE Парада» наряженной андрогинном Ирис Хелльригель до комиксов в туалете самарских художников Сергея Баландина и Артема Ивашкина. Но надежды на скорую сексуальную революцию в Ширяева питать не приходиться: никто из поселян не присоединился к номадическому шоу, а в местных магазинах мне так и не удалось обнаружить презервативы.  Номадическое шествие биеннале по деревне Ширяево практически не оставило следов, кроме туалетных комиксов, граффити  Алексей Калимы «А ты ревнуешь?» на стене школы и «Храма Любви» в штольнях, где женская секция группы Радек (Юлия Жданова, Анна Орехова) дни и ночи напролет выбивала наскальные росписи эротического содержания.

<Диана Мачулина. Инсталляция "Love Me Tender">

Контроль, довлеющий  над зрительским вниманием, не распространялся на творческую инициативу художников, и многие приехали в Ширяево по своему собственному почину, без приглашения кураторов, демонстрируя интерес художественного комьюнити к ширяевской биеннале.

Заключительным мероприятием биеннале стал коллоквиум, в котором приняли участия художники и арт критики, но стоит отметить что это был единственный за все время пребывания художников в деревне прецедент подобного рода, что весьма странно для мероприятия, нацеленного на внутри художественную коммуникацию. Есть надежда, что биеннале будет расширять свои рамки и в дальнейшем более продуманно организовывать программу воркшопов.

Так уже в этом году она вышла за пределы ширяевской деревни: три дня (с 12 по 15 августа) в самарском выставочном центре «Экспо-Волга», представляющим собой огромный двухэтажный ангар  на 15 видеопроекторах демонстрировалась  выставка видеоарта, собранная куратором Константином Бохоровым. «Экспо-Волга» стала первой выставочной площадкой за четыре года проведения биеннале.

И хотя для московской публики, пережившей московскую биеннале, может показаться невероятным, но эти два события и составляли всю программу  ширяевской биеннале. 

Оксана Саркисян


<<4-я Ширяевская биеннале современного искусства «Любовь: между Европой и Азией» 7 - 21 августа 2005 в традиционной русской деревне Ширяево, расположенной на берегу реки Волги, недалеко от Самары.

В этом году международный культурный проект включал в себя и выставку видео-арта под названием «К видеоостровам», которая прошла в выставочном центре «Экспо - Волга» 12 – 14 августа и включала работы признанных мастеров со всего мира. Среди них –  Фоебе Манн и Аф Чанг из Гонконга, классики жанра – Манн Рей, Билл Виола, Марина Абрамович и Ширин Нешат. Инициатором события стал Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», который смог собрать уникальную коллекцию видео-арта благодаря сотрудничеству с мировыми коллекциями и видеоархивами: Монтевидео, Микросинема, Центр Ж. Помпиду, центр ZKM.
Биеннале проводится каждый август каждого нечетного года, начиная с 1999:
·         1999 год - «Провинция: между Европой и Азией»
·         2001 год - «Тактильность: между Европой и Азией»
·         2003 год - «Еда: между Европой и Азией»>
Арсенале: Чернышев и Тавасиев, Ширяевская биеннале>
<<"От Арсенале к Биеннале". Сергей Хачатуров, "Время новостей".
"... возможность сожительства в каждой работе <Чернышева и Тавасиева> двух взаимоисключающих смыслов вывела эти опусы в лидеры большого конкурса. Предъявленная обоими художниками способность ускользать от жестких формулировок сродни искусству светского общения: любезность, обаяние, такт и щепетильность в отношениях со всеми, даже если их позиции супротивны твоей собственной. А еще грамотная речь (в данном случае -- мастерское воплощение проекта) и остроумие. Приятно, что светскость и обаяние молодых мастеров по достоинству оценило жюри. Открытым остается вопрос, насколько эти дипломатические качества совместимы с попыткой сделать российскую художественную жизнь максимально своеобычной и уникальной"
"Самые интересные проекты Ширяевской биеннале оказались антиподами лучших проектов, выставленных в нижегородском Арсенале... Молодые нонконформисты из группы "Радек" Анна Орехова и Александр Корнеев вышли на крылечко избы, спели и сыграли романс Сергея Курехина "Снится мне сад" в манере совершенно наивной и простодушной. А между ними и зрителями откуда не возьмись возникла дождевая завеса -- приемы сентиментальной поэтики обыграны очень тонко и с юмором... Александр Соколов занялся диверсией в ширяевский музей Ильи Репина (стоит напомнить, что в этом районе художник писал своих знаменитых "Бурлаков"). В музее нет ни одного подлинника, и между фотокопиями репинских картин Соколов повесил свои собственные пейзажи, выполненные в благородной технике сухой иглы. Вышло такое остроумное алаверды передвижнической школе. Наконец, в горных штольнях, где издревле добывают известняк, чудесную инсталляцию придумали художники Юлия Жданова, Анна Орехова, Джо Ли. В сказочных по красоте пещерных залах они выложили световые дорожки из горящих свечей, а стены украсили изображениями древних богинь. В один из залов зашла отдохнуть корова и словно по сценарию легла в центр светового кольца. И тут же стала священной. Прогулка по штольне напоминала обряд инициации в храме Исиды, не без хорошей доли здравой иронии, конечно."

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO