ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO

В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС  ПЕРИОДИКА ФОТОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Кто же все-таки делает произведения современного искусства?

<<Гигантская скульптура Джеффа Кунса Puppy, выставлявшаяся на Рокфеллер плаза в мае 2000 года (кроме того - у музея Гугенхайм в Бильбао), изготавливалась в течение 3 недель более, чем 100 нанятыми специалистами: инженерами, сварщиками, такелажниками, цветоводами-флористами и ассистентами.
Wave UFO Марико Мори, поражавшая воображение молодых посетителей 51-й Венецианской биеннале и футуристичностью объекта и проекциями волн их собственных мозгов, была изготовлена на нескольких промышленных предприятиях, с привлечением архитекторов, композиторов и компьютерных специалистов.
В современном искусстве не счесть все проекты, к реализации которых привлекаются не только нанятые по контракту специалисты, но целые специализированные предприятия - студии, некоторые из которых буквально завалены заказами. Особенно в преддверии таких шоу, как ArtBasel или крупнейшие биеннале.

Роль художника в условиях столь сложного производства изменилась кардинально и стала похожа на роль кинорежиссера, в распоряжении которого масса разнообразных специалистов. Однако похожесть эта до определенного предела. В отличие от кино арт рынок, да и арт сцена в целом, не видят исполнителей. Нет в искусстве никаких "титров на экране". Никто кроме специалистов не знает реальных изготовителей гигантских инсталляций. 

Среди самых востребованных исполнителей, чьими услугами пользуются звезды современного искусства, 37-летний болгарин, живущий после окончания лондонского Royal College of Art в Нью-Йорке, Константин Божанов. Сейчас он обосновался в здании бывшей фабрики в Бруклине, где с ним побеседовала Мия Файнман, NYTimes. Его гигантская студия ничем не отличима от студии художника. Возможно, лишь избыточным количеством находящихся в разной стадии производства объектов.
На фотографии Божанов с ассистенткой занят скульптурами для Пола Маккарти (Paul McCarthy), с которым он сотрудничает уже 10 лет. В частности, скандальные мастурбирующие ковбои из "Yaa-Hoo Town" (1996) уже дело рук Божанова.
Он начал свою карьеру изготовителя скульптур для других художников практически сразу после учебы. Среди его продукции серия скульптур из фибергласса для Барбары Крюгер, объекты для Jason Rhoades, Marcel Dzama, Richard Jackson, Vanessa Beecroft, Richard Prince и Christian Jankowski. Однако и он вынужден искать подрядчиков, например для бронзовых и алюминиевых отливок.
Себя Божанов сравнивает с музыкантом: "я могу сыграть в любом стиле, от фри джаза до классики; вы только назовите стиль, сформулируйте, что вы хотите, и я сделаю хай-эндовый арт объект".
Результаты каждого этапа работ он снимает на цифровую камеру и отправляет заказчику. Некоторые художники даже появляются в его студии, чтобы приложить руку в производственном процессе. Другие не видят свои творения до момента их инсталляции на выставке. Некоторые дают в качестве исходного материала эскизы, прототипы требующие масштабирования, другие обходятся телефонными разговорами. 

<Команда Божанова делает форму по живой модели для очередной скульптуры Кристиана Янковски>  

Сегодняшнее понимание роли художника ближе к философу, генератору идей, нежели к мастеру, умеющему "творить чудеса" руками.
Уже Рафаэль, Тициан и Рубенс привлекали к работе над своими шедеврами сонмы учеников. В итоге, к некоторым полотнам их рука прикасалась только, чтобы поставить подпись. 
Энди Уорхолл превратил свою студию в фабрику, выдававшую огромное количество шелкографической продукции. И изобильно ставил автографы.
Концептуалисты перенесли ценностные ориентиры с конечного арт объекта в область идей.
Поколение 90-х соединило эти два подхода. Оставаясь концептуальными художниками, Кунс, Хёрст или Мураками взялись поражать зрителей масштабными, требующими сложного, многолюдного производства объектами.
Это сложное, специфическое производство зачастую осуществляется выпускниками тех же учебных заведений, из которых выходят художники, заказчики таких работ.
Учебные заведения, арт школы тоже разделяются, условно говоря, на два лагеря: те, что делают ставку на теоретическое образование и те, что концентрируются на традиционном обучении  работе с материалами, на освоении технологий.
Реально происходит разделение на художников мыслителей и мастеров. Причем, повторимся, в отличие от кино, в арт сообществе вторым не светит ничего кроме приличного заработка. Хотя такие персонажи как Божанов, судя по всему, не забывают о личных амбициях. Иначе, с чего бы вдруг такой интерес NYTimes? Подкрепленный хвалебными отзывами Пола Маккарти.
Так что, кто его знает, может быть следующая волна знаменитостей придет на арт сцену из среды таких вот умельцев. Ведь, в отличие от своих заказчиков, они в процессе работы над воплощением чужих идей проходят бесценные университеты. И при наличии достаточного ума и серьезных амбиций, да еще заработав изрядных денег, получают хорошие возможности для прорыва. 

Ю П, по материалам статьи в NYTImes 7мая 2006 года - "Looks Brilliant on Paper. But Who, Exactly, Is Going to Make It? "


TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO