ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

АРХ-СТОЯНИЕ 2008. Зима. Граница. Фестиваль ландшафтных объектов в деревне Никола-Ленивец.
Анастасия Петрова.
 

<<Поиск границы дозволенного – один из главных лейтмотивов современного искусства. Эксперименты с сознанием зрителя и собственными возможностями – вполне естественный процесс, реже - цель. Исследование образа границы стало главной темой зимнего фестиваля лэнд-арта «Арх-стояние. 2008» на калужской земле, в деревне Никола-Ленивец, заповеднике культурного ландшафта.

Кураторы фестиваля Антон Кочуркин и Юлия Бычкова определили вектор художественной дискуссии  ещё летом,  когда традиционный фестиваль получил статус международного. В этом году на арт-поле в полку объектов-«пограничников» прибыло.
Презентация работ состоялась 1 марта на высоком берегу Угры.

Проект-победитель конкурса «Масленица на Угре» (АБ «Рождественка») представляет собой 500-метровый стол из снега, контуры которого повторяют абрис реки. Создавая естественную границу между людьми, одновременно стол служит объединяющим началом некого сообщества в совместной трапезе – почти магическом ритуале  любой культурной парадигмы.
Усадить всех гостей за него не удалось. Погода выступила активным соавтором и в последние дни  внесла в проект свои коррективы. Плюсовая температура оставила от  места для пиров лишь сугроб, вблизи которого расположились столы из более долговечных материалов, за которыми и началось преждевременное празднование Масленицы с нехитрыми деревенскими яствами.

Пограничное состояние природы как нельзя лучше актуализировало выбранную тему. Пожалуй, лишь для России характерно столь острое, сакральное  переживание природных циклов. Ожидание и встреча весны, проводы зимы в транскрипции  народных примет – суть работы местных деревенских умельцев.

Хрестоматийное полотно Алексея Саврасова  обрело очередную жизнь в инсталляции  воспитанников Николая Полисского - артели «Никола-Ленивицкие промыслы» (В. Симонов, А.Белов, А.Гусев, М. Гусева, Е. Зеленский, А.Буковский).

Гигантские черные птицы плотно заняли пространство на спуске к реке и деревьях у местного кладбища – зрелище, больше похожее на набег саранчи.

Созданная Полисским артель оказалась самым жизнеспособным проектом в области российского социального искусства, главным апологетом которого является сам художник, для местных – просто «дядя Коля».

 Основные принципы работы Полисского - сознательное дистанцирование в авторстве и почти отеческая забота.

Используя тот же образ птицы, на зимнем «Арх-Стоянии» Полисский взялся раскрыть более тонкие аспекты понимания границы. Он демонстративно отказывается от раннего принципа использования исключительно экологических материалов. 10-метровая чугунная «Жар-птица» (сложная конструкция, инженер - Владимир Стребень) повторяет очертания двуглавого орла. Хорошо считываемое изображение без атрибутов власти более всего соответствует геральдическому госзнаку, принятому в 1917 (!) году, недолго «украшавшему» печать Временного правительства.  

Примечательно, что его автор -  Иван Билибин  - иллюстратор русских сказок и революционер, автор знаменитых антимонархических карикатур начала 20 века. Из-под руки Билибина одинаково хорошо выходили жар-птицы и государственная символика.

Через столетие Николай Полисский почти дословно повторил феномен амбивалентности - «Я впервые создал объект, которого боюсь сам».

На гране жанров лэнд-арта и политического перформанса, на стыке времен года  и двух исторических эпох вместо чучела Масленицы под музыку Сергея Загния пылает символ Империи. Огнеупорность материала обрекает попытку избавиться от навязываемых границ на неудачу.

С элементами файер-шоу  прошла презентация еще одного лэнд-объекта «Арх-Стояния 2008» - «Базилика. Изба.» Александра Константинова. Художник использует символику вертикали и горизонтали для определения границ бытового религиозного мировосприятия. Традиционный для Константинова матричный мотив повторен в двух легких дощатых каркасах, которые по своему объему одновременно напоминают нефы и клети.

Сооружение с преобладанием вертикали – «базилика», горизонтали – «изба». В прочем, разница не особо визуализирована.

Пространство «базилики» затянуто матовой пленкой, внутри на досках установлены свечи. Спектакль театра теней начинается с сумерками, за счет игры света контуры размываются, оставляя лишь ощущение легкости и парения. Не без рукоприкладства автора огонь разбушевался в соседнем строении – «Избе», в прочем, мега-очаг стен не погубил.

Право выбора остается за зрителем: горящая русская изба или теплящаяся западная базилика. Зритель отдал предпочтение последней. Стихия в рамках границы  – метафизично и декоративно. Похоже, «ваять нетленку» опять входит в моду.

Попытку определить и раздвинуть границы предприняла в своем проекте архитектор Александра Щетинина.

Щетинина повторяет концепцию избы как личного жилого пространства, освоенной человеком территории.  На высоте 6 метров художница возводит арх-объект «Дом над лесом». Правильный четверик на сваях - своеобразная дозорная вышка с панорамным обзором владений по всем сторонам света. Гостеприимно накрытый в доме стол помимо репрезентативных функций служит некой ловушкой, ибо дозор требует ясного сознания.  После такого застолья границы и беззащитность собственного тела хорошо ощущаются при спуске с крутой лестницы без перил. По словам автора, на арт-поле Никола-Ленивца  появится ряд объектов с аналогичной опорной конструкцией.

Какие-то из них, возможно, уже будут возведены к повторной  презентации проектов в рамках широких масленичных гуляний 8 марта. Погода в эту пору очерчивает свои границы, которые без резиновых сапог в деревне не преодолеть.

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO