ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Междисциплинарный проект "Капитализм как религия?"
Искусство и теория критики.

9 апреля 2008, 14.00.  ГЦСИ

О лаборатории проекта  «Капитализм как религия? Искусство и критическая теория сегодня». Оксана Саркисян

<<Какими должны быть условия для критического анализа и производства искусства, когда речь идет о критике капитализма? Каковы условия не включенности, или позиция, позволяющая анализу сохранять автономию (или дистанцию) по отношению к предмету исследования. В первую очередь независимость позиции обеспечивается в данном случае свободой от рыночных отношений (арт рынка и культурной индустрии). 
Лаборатория, как модель производства искусства и его репрезентации показалась нам наиболее подходящей для поставленных   проектом целей. В основе лаборатории, построенной на принципах коллективной работы, диалог – форма, заменяющая репрезентацию проекта в выставочном пространстве. Таким образом, проекты художников, существуя в условиях коллективного обсуждения, изымаются из индустрии производства предмета искусства. Нарушая характерную для капиталистического производства специализацию, мы стремимся избежать стандартного продукта – будь то предмет искусства или критический текст. 

Экспериментальный характер лаборатории - в ее моделировании производства современного искусства (за исключением функции рынка). Художник. Философ. Куратор. Критик. Зритель. Это те основные роли, что в купе определяют  контекст, в котором создается произведение искусства, они непосредственно принимают участие в формировании культурной ценности. В рамках работы лаборатории их участие определяется сценарием работы. 

Лаборатория  - это запланированные три встречи, происходящие раз в неделю. В ней принимает участие ограниченный, специально приглашенный круг участников. Кроме главный действующих лиц семи художников (), философа Валерия Подороги, кураторов проекта, в обсуждение предлагается принять участие приглашенным гостям, которые возьмут на себя роль активных зрителей, арт критикам. Списки уточняются и проекты, вынесенные на обсуждение лаборатории, также приобретут завершенность в процессе конференций и дискуссий, которые предшествуют работе лаборатории. 
Итак, кураторы предлагают тему, которая кажется на сегодняшний момент наиболее актуальной для российского художественного контекста. Художниками предлагаются проекты (темы) для коллективного обсуждения, Философ направляет линию обсуждения.    

Семь художников, принимающих участие в работе лаборатории, по замыслу кураторов представляют различные позиции, характеризующие художественный контекст. Важным аспектом в предложении художникам принять участие в проекте были, во-первых, их собственная художественная позиция, позволяющая найти ракурс и тему для критического взгляда. Во-вторых, невключенность художника в рынок, что. В-третьих, согласие принять участие в коллективной работе и в какой-то степени отказаться от персонального авторства. Предполагается, что в результате работы лаборатории будет создан общий проект – выставка, авторами которого являются все без исключения участники лаборатории.

Формат лаборатории глубоко укоренен в традиции отечественного искусства.  Преемственность  налицо с Мастерской визуальной антропологии, курируемой Виктором Мизиано в которой сюжет выстраивался, как и в нашем случае, вокруг диалога художников с философом. Прямая связь с этим проектом 1993 года прослеживается и в участие в нашей лаборатории Валерия Подороги. Мы, несомненно, продолжаем и традицию критического искусства нонконформистов, для которых обсуждения были важнейшей частью художественного процесса. Здесь уместно вспомнить однодневные выставки в доме архитекторов, которые организовывали Д.А. Пригов и Борис Орлов (конец 70х-первая половина 80х), семинары у Чичко (конец 70х), где сформировался круг московского концептуализма, и где практиковалась презентация художниками проектов с их последующим обсуждением. Это конечно и продолжение традиции акций Коллективных Действий, в которых участники – зрители становились частью происходящего действия, а «рассказы участников» составляли специфический материал документации и одновременно интерпретации акции.      

Сценарий лаборатории,  происходящая в рамках проекта «Капитализм как религия», построена на принципе производства искусства  непосредственно  в процессе работы лаборатории. Произведение искусства не только приобретает завершенность формы и содержания в процессе диалога, но и  прирастает комментарием, множественными интерпретациями. Особенность состоит в том, что модель производства искусства реализуется буквально -  действующие лица художественного процесса оказываются в условиях прямого диалога и в процессе живой коллективной работы, результатом трех встреч должны оформиться произведения на предложенные художниками темы и сложиться общий проект. Если первая часть работы лаборатория посвящена обсуждению проектов, то вторая предполагает выстраивание отношений между этими проектами, определение между ними дистанций и соотношений. Таким образом, и работа кураторов приобретает коллективный характер. 

Именно коллективная работа видится мне как куратору принципиальной позицией в решении критической задачи капиталистических отношений, которые сформулированы как идея проекта. Рынок искусства, являющийся частью капиталистической системы, остается за пределами этой условной модели,  но присутствует как тема для анализа, обсуждения и рефлексии.

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO