ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Территория свободы

Territory of Freedom

Выставка молодых художников
в Московском центре искусств, Неглинная ул., д. 14
18 мая – 18 июня 2006.

Открытие 18 мая в 18.00.

Кураторы выставки: Елена Зайцева и Евгения Найман

Участники выставки:
Noemi Mccomber (Канада)
Douglas  Fishbone (Нью-Йорк)
Beltran Obregon (Колумбия-Великобритания)
Flávia Müller Medeiros (Рио де Женейро – Лондон)
Melanie Manchot (Лондон – Берлин)
Диана Мачулина (Москва)
Алексей Каллима (Россия)

<Белтран Обрегон. «Тюрьма». Фрагмент слайд-шоу. 2005>

Феномен и загадка искусства состоит в том, что оно служит прибежищем для жаждущих свободы во все времена и в самых разных общественно-политических системах. Западный социум, хотя и руководствуется демократическими принципами, диктует человеку образ жизни в рамках заданных схем и стандартов, делая своих рядовых членов, по выражению Бодрийяра, «обреченными на потребление». Незападные культуры, развивающиеся по более свободному сценарию, зависимы от произвола власти, которая, ради собственной безопасности, противодействует свободе, усиливает централизацию, мелочно контролируя членов общества и диктуя им свою волю. В  наши дни, отмеченные процессами глобализации, и, как следствие этого, унификации жизни, искусство является  едва ли не единственной сферой, в которой человек может реализовать свое стремление к свободе. 

В выставке участвуют 7 художников, 5 из Великобритании и 2 из России. Таким образом, она являет собой диалог двух культур – западной и российской на тему свободы. 

Художники, работы которых были отобраны для выставки, относятся к поколению, которое в англоязычной критике определяется как emerging («восходящие»)– несмотря на молодой возраст, они уже успели внятно заявить свои стратегии; на них возлагаются надежды, связанные с будущим современного искусства. Представленные работы объединяет то, что в каждой из них в той или иной мере аппроприируется некое пространство современной жизни, в которое тем самым вводится новая форма взаимодействия. В этом порождении новых коммуникаций с реальностью открываются неизвестные ранее возможности для свободы - как для автора произведения, так и для социума. Таким образом, территория свободы, очерченная границами искусства, размыкается, превращаясь в поле, открытое вовне. 

Работа Белтрана Обрегона «Тюрьма» представляет собой слайд-шоу видов внутренних дворов колумбийской тюрьмы, отснятых художником нелегально, но не беззаконно. Художник укрепил камеру на связке ярко-красных наполненных гелием шаров и, удерживая их на длинной, тонкой, почти невидимой глазу нити, обошел вокруг тюрьмы. Камера включалась через равные промежутки времени, фиксируя заинтересованные лица заключенных, которые, отвлекшись от привычных дел, наблюдали за полетом шаров. Таким образом, нам явлена прекрасная метафора свободы, легко преодолевающей бетонные стены, не разрушая их.

Вторая работа художника, «Supraneed», превращает товары, выставленные на продажу в супермаркете, в психоделическое музыкальное шоу, проясняющее символический смысл товара в современном обществе.  «Логика рыночного обмена достигает своеобразного гегельянского самоопределяющегося тождества: мы больше не покупаем вещи, в итоге мы покупаем собственную жизнь» (Славой Жижек).  

Наоми Маккомбер  снимает фильмы, в которых изучает взаимодействия субъективного и коллективного. Она вводит в реальность предмет или ситуацию, слегка изменяющую привычный строй вещей, и включает камеру. Деликатное вторжение в однажды раз и навсегда заданную жизнь городских улиц рождает головокружительное ощущение свободы, возникающей во время игры с реальностью, легкого скольжения на границе действительного и придуманного.  

Фильм Флавии Мюллер Медейрос симулирует дискурс, в котором пафос борьбы за свободу и права человека неуловимо граничит с абсурдом и нотками нацистской истерики. Тем самым художником ставится вопрос о смысле традиционно принятого определения свободы как «способности человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей». (Философский словарь).  

Дуг Фишбон аппроприирует информационное поле, создаваемое масс медиа, используя транслируемые ими образы для порождения собственного дискурса, являющего собой ироничную попытку создания собственной модели мира.  

Новый проект Мелани Манкот включает в себя три фильма, представляющих трех человек, апроприирующих часть общественного пространства в качестве площадки для репетиции. В каждом случает главный герой оттачивает свое мастерство в искусстве выступления, погружаясь в процесс целиком, со всей страстью, дающей ему свободу захватить часть пространства, предназначенного совсем для других целей. Но, поскольку «выступление» не предназначено для зрителей, съемка фильма, происходившая в открытую, со стороны автора является проявлением свободы смотреть. 

Плакаты Дианы Мачулиной, вывешенные в окнах МЦИ, в самом центре Москвы, и исполненные в технике рекламного двустороннего щита-«гармошки», являются тем произведением выставки, которое взаимодействует непосредственно с городским пространством, ненасильственно захватывая часть городской среды, расширяя в нем территорию свободы – территорию искусства.  

Работы Алексея Каллимы повествуют о том, художник свободен выбирать любую угодную ему точку зрения на острые проблемы современности, независимо от господствующей идеологии, при условии, что его работа остается внутри поля культуры, исполнена по законам искусства и содержит в себе нечто большее, чем месседж.

Таким образом, все представленные работы так или иначе поднимают тему свободы, при чем во всех из них свобода выступает не только как возможность думать и говорить без оглядки на стереотипы, но свобода подлинного бытия в «обществе спектакля», в котором «быть»  претерпело метаморфозу в «потреблять» и «казаться». 

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO