ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ’2004

<<Выставка "РАЙ/ PARADISE" 21 июля – 8 августа 2004 года
ГВЗ «Новый Манеж», Москва

<<Выставка "НА КУРОРТ!". Искусство России сегодня. 21 июля – 8 августа 2004 года
ГВЗ «Новый Манеж», Москва

22 июня в 15:00 – круглый стол "Искусство России сегодня"
Ведущий – Виктор Мизиано

24 июня в 17:30 – группа Германа Виноградова "Бикапония Небесного Леса"

25 июня в 17:30 – группа Германа Виноградова "Бикапония Небесного Леса"

28 июня в 17:00 – презентация каталога выставки "PARADISE" в Берлине.
Ведущий – Лотар Андре.
"ПирОГИ" на Никольской

4 августа в 17:00 – презентация Х номера журнала "Искусство"

5 августа в 17:30 – группа Германа Виноградова "Бикапония Небесного Леса"

8 августа в 17:30 – группа Германа Виноградова "Бикапония Небесного Леса"

<<В Новом Манеже – форум художественных инициатив - Ольга Кабанова, "Независимая газета", 24 июля.

<<Райские утехи. Открылся IX форум художественных инициатив - Милена Орлова, "Коммерсант", 23 июля.


Вовремя – в середине лета – в Россию прибывает выставка «На курорт!», открытая весной этого года в главном выставочном центре знаменитого немецкого курортного города Баден-Бадена.  

В «курортном туре» участвуют произведения около тридцати художников из Берлина, Дюссельдорфа, Екатеринбурга, Красноярска, Москвы, Новосибирска и Санкт-Петербурга. «На курорт!» – это странное состояние между работой и отдыхом, между постоянным местом жительства и пунктом временного пребывания, это – отрезок ожиданий или опасений… Соответственно, и многие произведения на выставке выражают «недоговоренность», «промежуточность», «неуверенность», «сомнение» –  ожидания нечасто связываются с надеждой. Виктор Алимпиев и Сергей Вишневский анализируют состояние «между «обожанием» и «неловкостью»» (видео «Рок-музыка»).  

Некоторые авторы создали странные «художественные аттракционы» (и эта группа работ легко вписалась в идею «на курорт!»). Сергей Шутов пугает зрителей привидениями (инсталляция «Духи»). Викентий Нилин предлагает аттракцион по распознаванию вампира в себе (инсталляция «Волшебное зеркало»). Сергей Бугаев Африка предлагает стрелять в трофейные произведения старых мастеров, происходящие из немецких музеев, – это настоящий пейнтбольный тир (инсталляция «Баден Баден 2»).  

Работы Николая Полисского («Николо-Ленивецкий продукт») и Владимира Архипова («Функционирующие скульптуры Бадена») организуют или обнаруживают «естественное» искусство соответственно в российской деревне Никола-Ленивец и в городе Баден-Баден. В московской версии инсталляции Архипова, оказавшегося первым русским «художественным антропологом» в «баденских землях», можно будет увидеть прямые аналогии между российским и немецким вынужденным дизайном.  

Идея перемещения, изменения и движения, заложенная в названии-лозунге «На курорт!» позволила представить ряд проектов и произведений авторов, которые редко входили в обойму «современного русского искусства». Например, Виталий Пушницкий переводит взгляд зрителя вверх, и там небо оказывается странной живописно-технологической субстанцией в форме плафона, состоящего из множества человеческих тел, пронизанных холодным люминесцентным светом («Небо 1»). А Василий Слонов в серии своих объектов предъявляет изменения политической географии России как куски шинельного сукна, сознательно объеденные молью («Геополитика», авторская техника: разведение моли, «грызьба» по сукну).  

Война и оружие по-прежнему привлекают мужчин. Но по пути «на курорт» есть возможность дистанцироваться, взглянуть на проблемы издалека. Александр и Ольга Флоренские дают увидеть военную историю в огромный перископ «подводной лодки» (инсталляция «Русские трофеи»). Зрителю предстоит разобраться: кто, что у кого захватил? Другой вопрос: как использовать расшитое камнями и золотом атласное оружие, которым заполнен двухметровый армейский кофр Дмитрия Цветкова («Родной, убей авангардиста!»).  

Известный «блокбастер» Николая Овчинникова «Московский Парфенон» в нынешнем московском варианте потерял стройность своих березовых колонн, неслучайным образом превратился в руину…  

В выставке участвуют также Татьяна Антошина, группа «Escape», Анатолий Журавлев, группа «Куда бегут собаки», Олег Кулик, Георгий Первов, группа «Радек», группа «Синие носы», Наталья Турнова, Евгений Шеф и др. Конечно же, нельзя было обойтись без Достоевского – его роль в проекте удачно исполняет Владик Мамышев Монро.  

К открытию выставки выпущен иллюстрированный каталог в твердой обложке с текстами художников и теоретическими статьями (русский и немецкий тираж, издательство Wienand).

Кураторы выставки: Маттиас Винцен, Георгий Никич.

Организаторы: Музей Кунстхалле Баден-Баден, ГВЗ «Новый Манеж», Комитет по культуре Правительства Москвы.

При поддержке Организационного комитета «Российско-Германских культурных встреч 2003-2004».

Финансовая и техническая поддержка: Государственный Центр Современного Искусства, компания «Парк Продакшн».

Информационные спонсоры: Афиша, Время Новостей, Еженедельный Журнал, Новые Известия, Огонек, Эксперт, Эхо Москвы

Дополнительная информация и иллюстрации: т. (095) 924 66 93, e-mail: nikich@aha.ru, lazareva@mtu-net.ru


Выставка "РАЙ/PARADISE"

ГВЗ «Новый Манеж», Москва

21 июля – 8 августа 2004 года

 

Идея Рая, земного и небесного, продолжает волновать художников. После международного кураторского семинара, прошедшего в ГЦСИ прошлой весной, большие и малые выставки состоялись в Санкт-Петербурге («Райский сад»), Берлине («Paradise»), Новосибирске, Мюнхене, Москве. Теперь, в «Новом Манеже» «Рай/Paradise» будет экспонирован в неслучайном соседстве с выставкой «На курорт! Искусство России сегодня».

 

Вход на выставку выглядит очень серьезно: зритель вынужден пройти по фотографической аллее и оказаться перед воротами Бухенвальда. На закрытых воротах читается узнаваемая надпись: «Каждому свое» («Jedem das Seine») (инсталляция группы «ДА» – Татьяна Добер, Александр Алексеев). Контекст Paradise заставляет забыть идеологические и исторические проблемы и противостояния, переводит суждение авторов в пространство личного выбора, обсуждения персональных, этических и эстетических проблем.

Впрочем, земля и небо по-прежнему остаются важными координатами. Огромное «Небо» из Тольятти перекрывает часть небосвода, видимого сквозь стеклянную крышу зала (Татьяна Чирикова, Татьяна Минсафина, Елена Шлиенкова; совсем по-другому эта работа выглядела в глубинах бункера под Александерплац в Берлине). Семиметровое «Крыло» Татьяны Баданиной продолжает «ткань неба».

На «земле» царствует живопись: «рельефы» Екатерины Корниловой, множество лепных львиных морд, напряженно прорывающихся сквозь стены, Владимира Брайнина, маленькие натюрморты Александра Лифшица, кристаллизующие образы детства, или божественная картина родов и натюрморт с кастрюлей, которые Ирина Затуловская складывает в формулу «Рай – это запах»… Инсталляция Германа Виноградова, наоборот, насыщена звуками.

Лоскуты ткани, нити, документальные фотографии и аудиозаписи сплетаются в людей/персонажей, несомненно, реальных, но вышедших на сцену жизни уже из небытия (инсталляция «Воскрешение умерших отцов» Леонида Тишкова). Гор Чахал в мультимедийной инсталляции «Солнце Правды, Добра и Красоты» показывает, с одной стороны, бесконечность жертвы – все существующее вырастает из праха предшествующего. С другой стороны, вечные ценности христианства утверждаются в множественном повторении начертания слова «Бог»… Эфемерность рая как эфемерность бытия, сомнение в реальности как ни странно определяют содержание произведений ряда молодых художников. Игрушечный мишка Ростана Тавасиева лежит на «облаке – хирургическом столе» и, вероятно, считает, что слепящая его галогеновая лампочка – это «горний свет». Группа «Куда бегут собаки» из Екатеринбурга «оцифровывает» воду; Диана Мачулина позволяет зрителю увидеть за забором нечто светлое и прекрасное, но достичь его никогда не удастся. Как и курорту, раю не чужды аттракционы и реклама. Катя Кандыба (Владивосток) предлагает эротическую забаву – набрасывание колец… Юля Гниренко и Олег Лысцов (Нижний Тагил) провоцируют зрителя – можно ли играть мячом, сделанным из цветов? Георгий Острецов нестрашно пугает – в его комнату Смерти можно заглянуть только через дверной глазок...

В выставке участвуют также Биргит Рамзауэр (Германия), Миша Кубаль (Германия).

Нина и Торстен Ремер представят каталог проекта Paradise в Берлине.

К открытию выставки будет выпущен иллюстрированный каталог.

 

Куратор выставки: Георгий Никич при участии Ксении Басилашвили и Татьяны Добер.

Организатор: ГВЗ «Новый Манеж», Комитет по культуре Правительства Москвы.

При поддержке Организационного комитета «Российско-Германских культурных встреч 2003-2004».

Финансовая и техническая поддержка: Государственный Центр Современного Искусства, компания «Парк Продакшн».

Информационные спонсоры: Афиша, Время Новостей, Еженедельный Журнал, Новые Известия, Огонек, Эксперт, Эхо Москвы

Дополнительная информация и иллюстрации: т. (095) 924 66 93, e-mail: nikich@aha.ru, lazareva@mtu-net.ru  


В Новом Манеже – форум художественных инициатив
Ольга Кабанова, "Независимая газета", 24 июля.

В новом Манеже в 9-й раз открылся Московский международный форум художественных инициатив – летняя выставка современного искусства, обычно довольно веселая, а в этом году получившаяся довольно серьезной. Или кажущаяся такой в сравнении с другими выставками прошедшего сезона.

В Новом Манеже, будем точны, показывают две выставки, собранные куратором Георгием Никичем для Форума художественных инициатив, – "Рай/Paradise" и "На курорт! Искусство России сегодня". Вторую уже показывали в Кунстхалле немецкого курортного города Баден-Бадена, но экспортный "Курорт" выглядит не лучше отечественного "Рая", разве что политизированней. Западнее наших границ считают, что современное искусство должно быть социально и политически активно, указывать на общественные язвы и в качестве горького лекарства помогать их врачевать.

У нас подобная активность нынче не в чести, наше современное искусство старательно налаживает хорошие отношения со зрителем, и, судя по выставкам прошедшего сезона, предпочитает декоративные эффекты и мягкую иронию (а лучше – юмор) эпатажу и фиксации внимания на болезненных для общества темах.

Для этого есть объективные причины, зритель явно ждет от искусства успокоения и удовольствия и не настолько чтит художников, особенно работающих в актуальных направлениях, чтобы терпеть от них болезненные уколы. А уж религиозной тематики, после нескольких судебных разбирательств, вообще лучше не касаться. Так что рай-парадиз художниками трактуется на этой выставке лирически и философски. Как страну ушедшего детства со сладостями и игрушками, как звездное небо и живописную геометрическую абстракцию. Есть работы эффектные, иронические, забавные, красивые, но действительно острых мало.

По-настоящему дерзкая, пожалуй, только одна, особенно если учесть, что показывали ее в Германии. Сергей Бугаев – Африка поставил игрушечное оружие, стреляющее красной краской, перед небрежно исполненными копиями условных "трофейных" картин. Для немцев проблема перемещенных во время войны художественных ценностей чрезвычайно болезненна, для нас она давно стала поводом для политических спекуляций. Инсталляция Бугаева и есть разрушение метафоры "картины, политые кровью", которой охотно пользуются те, кто считает, что реституционные споры разрешаются не законом, а подсчетом человеческих жертв, за которые как будто можно расплатиться искусством.

Еще в меру дерзким произведением можно считать несколько войлочных панно Василия Слонова, на которых карта страны, в которой мы родились, по границам изъедена молью. Причем ровно в тех местах, где страна наша потеряла свои территории. Но смелой эта работа выглядит больше в пересказе – серый войлок красив и мягок, утраченные территории аккуратно выщипаны (вряд ли дрессированной молью), а сами страдания о развале СССР кажутся изрядно устаревшими, молью траченными. Давно ясно – страдать бессмысленно, надо просто решать проблемы, возникшие в результате распада советской империи, народы которой теперь можно объединить только разумной внешней политикой.

Вот собственно и все действительно политически актуальное, что можно увидеть на двух выставках в Новом Манеже, где достаточно выдумки и забав, но мало серьезного. Хотя, повторяю, серьезного здесь больше, чем на любой выставке прошедшего сезона. Еще, правда, стоит сказать о живописи Владимира Брайнина. Он пишет фрагменты руинированных московских домов, где кариатиды, как живые, из последних сил, с гримасой страдания поддерживают готовые обрушиться стены старого города – рая детства.

Отечественное современное искусство, пришедшее к широкому зрителю всего-то лет десять назад, долго воспринималось этим зрителем как профанация высоких идеалов и просто забава самозванцев, назвавшихся художниками. Теперь его право на существование вряд ли стоит доказывать – художники работают технически изощренно и делают вполне понятные и зрелищные вещи, в которых много труда и выдумки, но все меньше боли и конфликта. Получается искусство, готовое к быстрому и приятному потреблению – такой арт-десерт. 

Райские утехи. Открылся IX форум художественных инициатив.
Милена Орлова, "Коммерсант", 23 июля.

В Москве в Новом Манеже открылся IX Международный форум художественных инициатив – главное летнее мероприятие московского художественного сезона. В этом году форум представляет две большие и в равной степени необязательные выставки – "На курорт!" и "Рай". Милена Орлова, вспоминая предыдущие восемь форумов, поражена: куда девались прежние инициативы?

Когда в 1996 году куратор Юрий Никич открыл в Манеже первый форум, публика удивлялась, во-первых, тому, что удалось заполучить роскошный зал в центре Москвы (пусть и в мертвый летний сезон), слывший вотчиной любимых художников московского мэра, к каковым никто из участников форума не мог бы себя отнести, и во-вторых, был неясен жанр самого мероприятия: что за форум, какие такие инициативы.

Юрий Никич к тому времени успел приложить руку ко многим перспективным начинаниям: и к первой в Москве художественной ярмарке "Арт-Миф", и к некоторым банковским коллекциям, самая знаменитая из которых, принадлежавшая Инкомбанку, к сожалению, бесславно закончила свое существование на банкротской распродаже, – одним словом, проявил себя инициативным человеком. Но самым перспективным начинанием в тот момент стал только что организованный Центр современного искусства Сороса, щедро раздававший гранты инициативным художникам и кураторам на неординарные или хотя бы выглядящие таковыми проекты. Какая-нибудь банальная "летняя отчетная выставка секции графиков" не могла по определению снискать тут никакой поддержки, а непонятный форум очень даже мог. Центр Сороса нуждался в публичной витрине своей деятельности, роль которой несколько лет и исполнял форум, пока центр не закрылся. А поскольку другим патроном форума стало московское правительство, то Юрию Никичу выпала поистине дипломатическая задача – пропагандировать соросовские идеалы демократического искусства, не оскорбив при этом вкусы московского начальства.

И, надо сказать, с этой задачей он справлялся виртуозно, каждый год находя новые оправдания существованию так называемого актуального, а в просторечии авангардного искусства. Зрителю доказывалось, что художники могут служить и ассенизаторами, канализируя в своих произведениях общественную агрессию, и дизайнерами городской среды (на одном из форумов был раздел парадоксальных проектов московского обустройства, в том числе и знаменитая "Хрустальная часовня" Зураба Церетели), и чувствительными приборами, в смысле тонко чувствующими. Доказывалось, например, что искусство – отличное средство коммуникации, что было вполне актуально и по отношению к интернациональной художественной моде, и по отношению к проектам из регионов, на которые в какой-то момент сместился интерес соросовских благодетелей.

Любимым же жанром форума стало произведение-аттракцион, зрелищное и забавное вне зависимости от содержания, что тоже отчасти отражало мировую моду на эффектные инсталляции, но в местном малобюджетном исполнении часто делало форум похожим на выездной цирк. В число шедевров этого жанра вошла дохлая крыса на веревочке, раскручиваемая электромотором (иллюстрировала очередную идею об искусстве как туризме), и гроб на колесиках, готовый к услугам всех желающих. Как ни странно, это средство передвижения проходило под девизом "производственного" искусства и числилось произведением похоронного бюро города Ижевска.

Форум с гробом 2000 года запомнился как один из самых радикальных в попытках приспособить искусство к нуждам общества. Художники на нем выступали чуть ли не анонимно, работая по заказу различных контор, в числе которых был и один из комитетов Госдумы. Это и в самом деле была смелая художественная инициатива, правда, не получившая никакого продолжения. Следующие два форума обслуживали уже не конкретных производственников и чиновников, а туманный социальный заказ: на внезапный патриотизм, обуявший страну, ответили выставкой "Родина / Отечество", а на возникший культ президента-разведчика – "Разведкой искусством". После таких подвигов не грех и отдохнуть.

Выставка "На курорт! Современное искусство из России", что называется, удачно подвернулась под руку. Перед Москвой она побывала в Баден-Бадене и, собственно, была сделана для немецких зрителей. Типичная экспортная выставка: тут и Олег Кулик, и Сергей Шутов, и "Синие носы", и Сергей Бугаев (Африка). Многие работы "второй свежести": их в Москве уже показывали и даже на этом самом форуме, как "Московский Парфенон" Николы Овчинникова, выставлявшийся в 1997 году. Правда, тогда это был целый храм из стволов березок, а теперь его, как старую избу, раскатали по бревнам.

"Рай" в другом крыле Манежа – тоже долгоиграющий проект, начатый на международном кураторском семинаре и тоже не без немецкого участия: как-никак продолжается год русско-немецкой культурной дружбы. На этой выставке больше молодых и не сильно раскрученных художников, и не из столиц, хотя попадаются и зубры вроде Бикапо (Германа Виноградова), в сотый раз собирающегося поразить московскую публику игрой на всяких замысловатых железяках, занявших центральное и довольно большое место в экспозиции. Присутствует и один из любимейших авторов Юрия Никича – живописец Владимир Брайнин. С таким же упрямством, с которым господин Бикапо стучит по железкам, господин Брайнин живописует детали московской архитектуры: на этот раз это холсты с изображениями львов, фланкирующих бывший Английский клуб. Оба художника с теми же произведениями и с тем же успехом могли бы поучаствовать и в выставке "Ад", и в любой другой на любую другую тему. И это относится к большинству участников и вообще к подобным выставкам: чем абстрактнее тема, тем проще подверстать под нее что угодно.

И только не столь маститые, начинающие авторы прилежно стараются попасть в формат. Например, остроумцы, скрывающиеся под псевдонимом Союз метакомпозиторов имени Иосифа Вейдемейера, снабдили средневековое изображение Адама и Евы в райском саду рекламным слоганом "Просто скажи нет", художники из Владивостока предложили эротическую игру "набрось кольцо на палку", а художники из Нижнего Тагила – волейбол с мячами, опутанными живыми цветами. Есть еще пейнтбол, подзорная труба и комната смеха с зеркалами, которые ничего не отражают. В общем, ассортимент дома отдыха средней руки, готового обеспечить культурный досуг посетителей. Для необязательного летнего мероприятия мило и забавно, но до такой степени безынициативно, что хочется выступить с инициативой: переименовать наконец форум в летнюю отчетную выставку секции прикладников-авангардистов и окончательно забыть о прежних общественных амбициях современного искусства.


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO