ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Эдуард Семенович Гороховский (1929 - 2004)

Эдуард Гороховский. "Групповой портрет в интерьере с видом на уходящее тысячелетие". Альбом рисунков и фотографий>

30-го  июня 2004 года после продолжительной болезни скончался художник Эдуард Семенович Гороховский,  классик  московского концептуализма,  основатель отечественного "photo-based art".  12-го июня художнику  исполнилось  75 лет. В  настоящее время продолжается его персональная выставка  в  Мраморном дворце Государственного Русского музея -  "Границы   прямоугольника  -  мое  безграничное пространство".  
Эдуард  Гороховский  будет  похоронен в Германии,  где  в  г. Офенбах (Франкфурт/Майн) художник проводил  значительную  часть  времени в последние годы своей жизни.

1929 Эдуард Семенович Гороховский родился   12  июня в Виннице, Украинская Советская  Социалистическая Республика, СССР;   теперь – это Украина.

1948- 1954 Окончил    Одесский   инженерно-строительный   институт   по   специальности – архитектура. Посещал вечерние занятия по рисунку и живописи  в Одесском художественном училище.

1954 Переехал в Новосибирск и начал работать  по специальности – архитектор.

1955 Впервые участвует в групповой выставке в Новосибирске.

1956  Покинул официальную работу, занялся свободным творчеством –   станковой графикой. Знакомство и тесная дружба с сибирским художником Николаем Грицюком.

1957 Начал заниматься иллюстрированием книг, к 1990 году оформил  более 120 книг, в основном детских. 

1967 Первая персональная выставка  в выставочном   зале Союза  художников СССР в Новосибирске.

1968  Принят в Союз художников СССР.

 1970  Знакомство с московским художником Виктором Пивоваровым и другими художниками-концептуалистами группы “Сретенский бульвар” – Ильей Кабаковым, Владимиром Янкилевским, Иваном Чуйковым, Эриком Булатовым.

1973-1974   Формирование своеобразной творческой концепции.      Впервые  участвует в зарубежных выставках – Братиславе (1973) и Париже (1974); в последующие годы активно участвует в выставках в США,  Австралии, Германии, Франции, Японии и др. странах.

1974   Переехал в Москву, написал свою первую картину на холсте маслом, будучи до этого исключительно художником-графиком.

1977  Публикация: A.Hilton,       N.Dodge, “New Art from the   Soviet Union”,  статья в каталоге выставки в Вашингтоне.

1991 С этого  года    значительную часть      времени живет и работает в Германии.                      

Эдуард Гороховский "о себе…"

Родился я в июне 1929 года под знаком близнецов. Все признаки этого знака я ощущаю в себе до сих пор. Произошло это в городе Виннице, что на Украине, то есть по сегодняшним понятиям – за  границей.    Самые ранние мои воспоминания связаны с рисованием, зрительные ощущения всегда были и остались для меня самыми сильными. Я обмирал, помню, при виде картинки, тем более картины, и был равнодушен к музыке. Отец с матерью были в ужасе, когда поверили в серьезность моего намерения стать художником, и сделали все, чтобы звучное слово “архитектор” связалось с моей судьбой.

Архитектурный факультет Одесского инженерно-строительного института я окончил в 1954 с красным дипломом, но моя архитектурная карьера закончилась через два года в Новосибирске, куда меня послали работать. Я ушел в свободное, но рискованное плавание в океан под названием “изобразительное искусство”.  Начал  с книжной иллюстрации, о которой мало что знал. Учиться пришлось буквально на ходу. Первая книжка далась мне чрезвычайно трудно, потом стало легче. Я занимался книжной графикой с 1957 по 1990, проиллюстрировал более 120 книг, мои книжные иллюстрации получали дипломы, экспонировались на отечественных и международных выставках. Однако в основном я занимался творчеством и четко отличал книжный хлеб от подлинно творческой работы.

То, чем занимались я и мои друзья, стало носить название “неофициальное искусство”.

Тогда, в шестидесятые и семидесятые годы это неофициальное искусство было подлинно свободным, так как оно не выставлялось, не продавалось и было абсолютно не идеологизировано. Позже, когда началась перестройка, это искусство перестало быть политическим и идеологическим криминалом – оно, как и должно быть, превратилось в товар и обрело свой денежный эквивалент.

Но вернемся в 50-ые годы в Новосибирск, где я жил и работал после окончания  института. Там, в Сибири, я встретился с людьми, которые приобщили меня к искусству, о котором в институте, при жестком идеологическом контроле, даже не упоминалось. Открытием для себя импрессионизма, экспрессионизма, кубизма, русского авангарда я обязан, прежде всего, замечательному художнику Николаю Грицюку, ныне покойному. Я считаю его своим по настоящему первым учителем, который открыл мне глаза на многие вещи в искусстве.

Двадцать лет, прожитых в Сибири, были хорошей подготовкой к настоящему пониманию сути и задач искусства. Это понимание пришло после переезда в 1974 в Москву и знакомства с группой художников, именуемой сейчас “Сретенский бульвар”. Семидесятые годы были заполнены интенсивной работой над поисками новой пластической выразительности. Постоянное общение художников друг с другом, обсуждение сделанного, дружеские дискуссии – давали свои результаты. Ни о каких выставках или публикациях тогда не могло быть и речи. Думаю, что все сделанное этой группой художников  (И.Кабаков, В.Пивоваров, Э.Булатов и др.) отличается незамутненной чистотой и бескорыстием. Это искусство было по-настоящему свободным. Затем, вместе с перестройкой, начался тяжелый, мучительный процесс интеграции русского искусства в мировую культуру.

Публикации о московских неофициальных художниках начали появляться   с 1979 г. в парижском журнале “А-Я”, издаваемом русским художником И.Шелковским. До появления этого журнала власти, знавшие о существовании неофициального искусства, не реагировали на него, пока это искусство оставалось в своем подполье вне широких кругов общественности. Когда же журнал “А-Я” стал проникать в Россию и не только в нее, а факт существования неофициального искусства стал известен миру, советская власть тут же прореагировала единственным для нее известным способом – репрессиями. Мы все, так называемые неофициальные художники (каждый из нас имел и официальный статус члена Союза художников СССР), стали многократно вызываться на допросы в КГБ, где при помощи угроз от нас требовали публичного отречения от журнала и его осуждения.

К чести всех художников никто не предал журнал и не отрекся от него. Угрозы немедленно были претворены в жизнь: все мы тут же лишились работы, то есть заработка (многие из нас иллюстрировали книги в издательствах), и, думаю, далее последовали бы более крутые меры, если бы не спасительная перестройка. Начались выставки у себя в стране и за рубежом, поездки в разные страны, то есть потекла нормальная жизнь художника.

Сегодня я провожу большую часть времени в Германии, где много работаю и много выставляюсь. За спиной у меня более 220 выставок во многих странах мира, в том числе и в России. Я счастлив оттого, что могу сегодня жить и работать, где хочу и как хочу, не оглядываясь и ничего не боясь.

Э.Гороховский.  


TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO