ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Густав Клуцис. Право на эксперимент

7 июня - 22 сентября в Третьяковской галерее (Крымский вал, 10, залы 21-22)

7 июня - 22 сентября в Третьяковской галерее (Крымский вал, 10, залы 21-22) выставка "Густав Клуцис. Право на эксперимент".  Открытие 6 июня.
Густав Густавович Клуцис (1895–1938) – яркая и трагическая фигура русского авангарда. Лидер конструктивизма, один из создателей искусства фотомонтажа, мастер политического плаката, новатор в области выставочного дизайна, он искренне верил в идеи трансформации мира и преобразования человека, весь свой талант направлял на создание мощных средств политической агитации. Однако в силу парадоксов истории России ХХ века художник был уничтожен той самой системой, на пропаганду которой он работал, а его творчество на десятилетия предано забвению.
Многие из представленных в экспозиции произведений в последние годы регулярно выставляются за рубежом, но впервые демонстрируются в России. Задача первого монографического показа Клуциса в Третьяковской галерее – открыть публике малоизвестное наследие крупного художника-авангардиста.
Густав Клуцис родился в Латвии в местечке Руиена. Первоначальное художественное образование он получил в Рижской городской художественной школе, где занимался в 1913–1915 годах под руководством знаменитого пейзажиста, основоположника латвийской живописи В. Пурвита. С началом Первой мировой войны Клуцис был эвакуирован в Петроград. Здесь в 1915–1917 годах он продолжил учебу в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. После участия в революционных событиях вместе с латышскими стрелками Клуцис был переведен в Москву на службу в охране Кремля в составе 9-го латышского полка. Осенью 1918 года Клуциса командировали на учебу в Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ, с 1920 Вхутемас), где он занимался у К. Малевича, К. Коровина, А. Певзнера, а по окончании учебы в 1921 году его самого пригласили преподавать. Клуцис стал активным участником авангардного движения, работал в области плаката, типографики и фотомонтажа. Приверженность к конструктивизму связала его с группой «производственников» (Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, А. Веснин) в Институте художественной культуры (Инхуке, с 1923). Клуцис сотрудничал с В. Маяковским в литературно-художественном объединении «Левый фронт искусств»; в 1928 году стал одним из организаторов объединения плакатистов «Октябрь». Клуцис много работал над оформлением клубов, революционных празднеств, крупнейших выставок советского искусства в стране и за рубежом. Так, например, для павильона СССР на Всемирной выставке 1937 года в Париже он создал фотомонтажное панно «VIII Чрезвычайный Всесоюзный съезд Советов и Конституция СССР». Возможно, членство в латышском культурно-просветительном обществе «Прометей» (1929–1937) стало роковым в судьбе мастера. В январе 1938 года Клуцис был арестован и вскоре погиб во время допросов.
Название настоящей экспозиции отсылает к рукописи Клуциса «Право на эксперимент» (1920-е). Оно отражает своеобразие творческих устремлений художника – постоянный поиск новых средств выразительности, эксперименты с формой, пространством, передачей движения. «Право на эксперимент» указывает и на специфику выставки. Организаторы, сделав исключение лишь для трех станковых полотен мастера («Красный человек», 1918–1919; «Аксонометрическая живопись», 1920, обе – ГТГ; «Построение. Вхутемас», 1920, Государственный музей В.В. Маяковского), знаменующих начало его экспериментального творчества, строят экспозицию на рабочих материалах Клуциса. Камерная выставка, на которой представлено более 60 рисунков и произведений авторской печатной графики, демонстрирует своеобразную «кухню» художника: десятки эскизов и зарисовок передают ход мысли мастера, то, как от замысла, от первых пластических идей конструкции агитационной «малой архитектуры» – складные киоски, «радиоораторы», громкоговорители, экраны, реклама на вращающихся лопастях – приобретают законченность и острую выразительность. Временные рамки выставки охватывают конец 1910-х – 1920-е годы – период наиболее ярких художественных опытов Клуциса.
«Смотреть со всех сторон» – эту цель преследовал Клуцис при создании цветотоновых и плоскостно-пространственных конструкций, которые зрительно обретали трехмерную объемность и динамику. Теме динамической структуры мастер посвятил серию изображений так называемого «динамического города». Некоторые из композиций допускают, что верх и низ могут у них произвольно меняться, а изобразительное поле – вращаться. Динамику в этих произведениях усиливают диагональные линейные построения, ритмически повторяющиеся элементы. На выставке серия представлена рисунками, графическими оттисками, набросками карандашом и тушью, а также одной из знаковых работ в творчестве Клуциса – «Аксонометрическая живопись». Дополняют эту часть экспозиции произведения из Государственного музея В.В. Маяковского (Москва), среди которых – «Набросок для “Аксонометрической композиции”» (1920. Бумага, карандаш) – подготовительный рисунок к картине из Третьяковской галереи.
Галерея хранит значительную коллекцию произведений Клуциса – 45 живописных и графических работ. Ряд из них поступили от самого художника и с выставок, проходивших в 1920-е годы в Москве и Берлине. Бóльшая же часть (37 рисунков и одна картина) была подарена музею в 1977 году выдающимся коллекционером русского авангарда Г.Д. Костаки (1913–1990). Это собрание впервые полно демонстрируется в Москве. В его числе – проекты знаменитых «радиоораторов», созданных в 1922 году и выставленных в Москве на Тверском бульваре в связи с проведением IV конгресса Коминтерна. В пространственных объектах отражено новаторство Клуциса-конструктивиста, стремящегося к выражению «функциональной реальности» в острых и выразительных формах.
С начала 1920-х годов мастер активно работал над созданием выставочных и агитационных стендов, демонстрационных конструкций. Ему принадлежат идеи стенда-книжки и стенда-полки, которые и в настоящее время сохраняют актуальность. Клуцис относится к тем немногим художникам своего поколения, кто сумел собственные теоретические идеи практически воплотить в объемных конструкциях, плакате, газетной, журнальной и книжной полиграфии.
Впервые в России публике представлены три рисунка из Латвийского национального художественного музея (Рига), среди них – один из первых опытов Клуциса с элементами фотомонтажа – «Штурм. Латышские стрелки (Удар по контрреволюции…)» (1918. Бумага, фотомонтаж, карандаш, уголь). Это эскиз монументального панно для наружного оформления здания Большого театра в связи с проведением V съезда Советов в 1918 году. Из частной латвийской коллекции поступили три рисунка 1919 – начала 1920-х годов (собрание Г.Белевича, Рига).
Открытием для московского зрителя станет показ рабочих рисунков Клуциса из фонда поэта А.Е. Крученых (друга художника), который хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства (Москва). Среди нескольких произведений, предоставленных SEPHEROT Foundation (Лихтенштейн), – единственный на выставке эскиз плаката «Выполним план великих работ» (1930), принадлежащий к числу самых знаменитых образцов фотомонтажа.Органичной частью экспозиции станет своеобразный кинозал, где в течение работы выставки будет демонстрироваться документальный фильм латвийского режиссера П. Крыловcа «Клуцис. Неправильный латыш» (2008).

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO