ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

ИЗ ПИНДЕМОНТИ

Не дорого ценю я громкие права, 
От коих не одна кружится голова. 
Я не ропщу о том, что отказали боги 
Мне в сладкой участи оспоривать налоги 
Или мешать царям друг с другом воевать; 
И мало горя мне, свободно ли печать 
Морочит олухов, иль чуткая цензура 
В журнальных замыслах стесняет балагура. 
Все это, видите ль, слова, слова, слова 
Иные, лучшие, мне дороги права; 
Иная, лучшая, потребна мне свобода: 
Зависеть от царя, зависеть от народа - 
Не все ли нам равно? Бог с ними. 
Никому 
Отчета не давать, себе лишь самому 
Служить и угождать; для власти, для ливреи 
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; 
По прихоти своей скитаться здесь и там, 
Дивясь божественным природы красотам, 
И пред созданьями искусств и вдохновенья 
Трепеща радостно в восторгах умиленья. 
Вот счастье! вот права...

Александр Пушкин
1836


"ИННОВАЦИЯ"

Первый ежегодный всероссийский конкурс «Инновация» - ГЦСИ (Москва) 2005 год. Вручение премии 30 марта 2006 года.

<<30 марта состоялась церемония награждения лауреатов премии в области современного изобразительного искусства за 2005 год "ИННОВАЦИЯ".
Сподобился побывать, поэтому есть чем поделиться.
    Первое впечатление уже на подъезде к зданию ГЦСИ на Зоологической. Мероприятие весьма серьезное - милиция не дает припарковать немытую девятку на привычном месте, а на сообщение, что и я грешным делом сюда же, ответ: солидные люди ожидаются, приказано беречь места поближе ко входу. Ясно. И правильно вероятно, коль поставлена цель сделать и премию, и процедуру награждения общественно значимыми. В России же все общественно значимое сопряжено с мигалками, охраной и зонами отчуждения.
Подхожу-таки к зданию и сразу второе впечатление. Гоша Острецов с молодежью, обвешанные плакатами со следующими примерно текстами: "Бжанова на пенсию", "Вора Миндлина к ответу", "Грант мне", "ГЦСИ-искусствопродавцы" и тому подобное. Раздаются листовки: "художников лишают права голоса - в жюри конкурса нет ни одного актуального художника".... "в погоне за барышом, старое здание ГЦСИ, обещанное художникам для устройства мастерских, сдается под офисы"... "художник служит истине, а чиновник мамоне".  2 - 3 фотографа "щелкают" демонстрантов, когда к ним подходит здороваться арт директор ГЦСИ Леонид Бажанов. Все улыбаются. Не зря Владимир Левашов при виде происходящего вспомнил давний поход "буденовцев", ведомых Великановым, на Центр современного искусства Сороса. С лозунгами: "Долой Витьку Мизиано", "Долой Оську Бакштейна"... Тогда это напрягало причастных к работе ЦСИС'а, имело выраженные признаки артистического жеста. А теперь...
<Леонид Бажанов мирно беседует с демонстрантами, идя рядом с Гошей Острецовым, несущим плакат  - сами видите с каким содержанием>
Зал ГЦСИ заполненный столами и оформленный стараниями агентства BBDO забит до отказа. Ведущая - Рената Литвинова. От мелькания одинаковых агрессивных картинок во множестве мониторов сразу возникает дискотечное впечатление - "щаз дадут музон и покажут интересное". Вероятно именно такого уровня упаковка требуется, чтоб "продать" современное искусство - продавить церемонию вручения премии в разряд значимых светских мероприятий с высокой вероятностью эффективной медиализации. BBDO видней, у них большой опыт в таких делах.

Поехали, однако, дальше. Инициатор Инновации директор ГЦСИ Михаил Миндлин официально открыл церемонию, и для вручения премии "За творческий вклад в развитие современного искусства" Рената Литвинова пригласила Леонида Бажанова. Начал он с необходимости оправдаться за гламурный прессинг, который ему самому не мил. Сказал пару добрых слов про уличных демонстрантов, даже согласившись уйти на пенсию, если она будет достаточна для достойной жизни. Не буду повторять своих категорических возражений по поводу организации этой номинации, с которыми почти точно совпало бажановское предуведомление к оглашению имени лауреата. Оскара Рабина, организатора принципиально важной для новейшей истории российского искусства "бульдозерной выставки" 1974 года.
Конец первого акта. Справедливый. Не объявляли бы только номинантов и было бы вполне достойно.

За нашим столом #15 преобладают люди пишущие, поэтому к следующей номинации "Теория, критика, искусствознание" интерес особый. И то сказать - она уже с момента номинирования выглядит нелепой иллюстрацией того, что имевший право номинирования экспертный совет премии этим вопросом не владеет. То есть мало и не то читает. Что конечно же досадно.
Однако, попал в число номинантов безусловный авторитет в арткритике, к тому же недавно издавший книгу "Именной указатель", Андрей Ковалев. Так что решение здесь казалось простым и предсказуемым. Это нам, но не жюри. Объявившим победительницей Олесю Туркину. За  дайджест Contemporary Russian Art Newsletters.  Последний его выпуск - про выставку "Russia!" в Гугенхайме. Он же №7... Господа, надо все-таки вести себя поприличней. Даже учитывая ваше желание всячески поддержать проект рассчитанный на англоязычного читателя. И может быть в еще большей степени, учитывая, что у Олеси Туркиной достает уважения в арт сообществе, чтобы выдержать даже такую несуразицу.
Обосратушки - так примерно говорят о подобных ситуациях в детстве. Премия наша тоже в детском состоянии, так что, будем надеяться, такое не повторится.

Еще одна номинация из разряда странных, "За поддержку современного искусства России". Не по сути, но опять по исполнению. Нельзя валить все грехи на заявителей или отсутствие оных. Повторюсь - на то и право у экспертного совета выдвигать номинантов, чтоб им пользоваться, а не пребывать в пассивной обработке поступившего. Юрий Калиновский, издающий в Питере журнал НоМИ, достойный номинант, поэтому отметим его лауреатство как хороший выбор. Получал премию Дмитрий Новик (на фото), по крайней мере для Москвы, лицо НоМИ.

Следующий акт - кураторский проект. Здесь номинировано много достойно сделанного и достойных сделавших. Жюри выбрало Ольгу Свиблову, за проект "Вторжение". Нет резона спорить. Если вопрос кураторства вынести с поля эстетических предпочтений, то конечно же по энергии, умению добиться результата в конкретных российских обстоятельствах места и времени трудно соперничать с Ольгой Свибловой. 
Опуская втиснутую впопыхах  специальную премии Фонда Stella Art, отмечу лишь, что это был первый пик изобретательности в оформлении шоу. Представление, похоже, было взято из подобного мероприятия туристической фирмы. Благо, наградой победителям была поездка на Кипр.

Завершилась церемония, на мой взгляд, самой внятной номинацией "Произведение визуального искусства". Именно, номинировались не художники, но проекты представленные в прошедшем году. Перечень номинантов может быть и не полон, но адекватен. И выбор победителя, "Челси" - "Терек" Алексея Калимы вполне объясним и достоен. 
Алексей в очередной раз подтвердил справедливость того, что современные художники зачастую говорят не хуже, чем пишут (тексты), а пишут не хуже, чем делают свои проекты.  Он сказал примерно следующее: "обещаю, что, не смотря на полученную премию, буду и впредь бороться с собственной деградацией и не прекращу свой личный джихад за пластическое искусство". 
Алексей более, чем скрасил совершенно удрачающее впечатление от танцев, учиненных по замыслу режиссеров шоу параллельно показу - мельканию на экранах фотографий номинированных проектов. Видимо, чтоб не смотреть это мелькание вовсе ... И то верно, снять бы эту упаковку и выбросить. Только уж вместе с танцорами. И режиссерами... И оглушительным музоном. Всей этой "морочить олухов" мурой, с засилием которой не хотят мириться главные фигуранты подобных затей - тут Гоша Острецов прав, еще как прав - художники.
 
< На фото Алексей Каллима некоторое время назад. Не подумайте ни о каком радикализме на церемонии. Алексей был в костюме и белой рубашке с галстуком.

Ю П

Пресс-релиз 

30 марта 2006 на торжественной церемонии в Государственном Центре современного искусства были названы лауреаты Первого ежегодного всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» по итогам 2005 года.  

Накануне церемонии, 29 марта, жюри в составе  Л.А. БАЖАНОВА, Е. В. БАРАБАНОВА, И.М. БАКШТЕЙНА, С.М. БАРХИНА, А.Д. БОРОВСКОГО, А.М. ГОР и А.В. ЕРОФЕЕВА определило имена победителей.  

В номинации «Произведение визуального искусства» из 21 работы лучшей была признана инсталляция «ЧЕЛСИ – ТЕРЕК» Алексея Каллимы. Работа впервые была показана в Лондоне  на выставке «Московский прорыв», организованной ГЦСИ совместно с Фондом Academia Rossica.  Произведение было выполнено специально для выставки. В соответствии с «Положением о конкурсе», победитель  получает 250 000 рублей.  

Лучшим кураторским проектом, где победитель выбирался из 10 претендентов,  стала выставка «ВТОРЖЕНИЕ» (куратор Ольга Свиблова; выставка демонстрировалась в рамках Первой Московской биеннале современного искусства). Награда в этой номинации составит 250 000 рублей.  

Победителем в номинации «Теория, критика, искусствознание» (номинировалось 5 проектов) стала Олеся Туркина   (электронный дайджест Contemporary Russian Art Newsletter, 2005). Денежная награда  составит 100 000 рублей  

Награда «За творческий вклад в развитие современного искусства» была присуждена  Оскару Рабину. Художник, ныне живущий в Париже, был удостоен ее  за личный вклад в развитие и изменение общественно-художественной ситуации в России.  Награда в этой номинации – 100 000 рублей   

В номинации «За поддержку современного искусства России» почетные награды получили оба номинанта: Юрий Калиновский (за издание журнала «Новый мир искусства», создание некоммерческой галереи и учреждение премии «Пропилеи» для молодых деятелей современного искусства) и Московское представительство Фонда Форда (за стратегическую поддержку современного искусства в регионах России  – Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Калининград – за последние 5 лет).  

Лауреатом специального конкурса для молодых художников «Новая генерация», учрежденного Stella Art Foundation, стали Евгения Емец и Мария Шарафутдинова. Награда – творческая поездка на остров Сирос.

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO