ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Cергей Тетерин Ньюс

С любовью из Вены,  да пребудет с вами Медиа Искусство >

<<Cергей Тетерин Ньюс - #56 25 октября 2005

Lena von Lapschina - виды из окна спальни, выставки молодого искусства в Вене, великолепный SuperCollider для звукового искусства, креативный процесс нераспродаваем. 

<<Встречи в Вене

Прошедшая неделя выдалась не из легких. Кроме афиши выставок молодого искусства, я расскажу о своих встречах с местными художественными людьми, не буду уж писать надоевшее art people. Интервью с местными художниками посвящено их взглядам на электронное творчество в области звука и музыки - то, что делает программа Supercollider, и в самом деле впечатляет.

<<Десять лет уехавшая из города Кургана на Южном Урале, а теперь полноправная австрийская художница Lena von Lapschina представляет в Kunsthalle Wien свой обширный фото-проект "1000 mm/ or the Bedroom Window" (куратор - Lucas Gehrmann). То есть сначала это был фото-проект, а затем по предложению куратора стала двойная DVD-проекция на 22 минуты - что поделать, медиа-проекты оказались в большей чести. В течение двух лет подряд Лена фотографировала на свой "Зенит" всё, что попадалось в поле зрения из окна ее спальни на седьмом этаже. Надо заметить, что живет она не где-нибудь, а в жилых помещениях знаменитого венского Газометра, в районе Simmering.

Были сделаны тысячи снимков, иногда качественные, иногда не очень, всего что происходило на пятачке между концертным залом, супермаркетом и входом в парк. Бродяги, панки, бюргеры-покупатели, полисмены, рок-звезды, эксгибиционисты и владельцы собак - да мало ли кто попадался под объектив в этом любопытном месте.

В частной беседе художница заметила, что, на ее взгляд, есть довольно большое отличие между писхологией русского художника и европейского. Европейский может полностью сосредоточиться на детали, не претендуя на высказывание со "вселенским смыслом". Русские же авторы, напротив, всегда стараются "решать мировые вопросы".


<<В солидном здании эпохи грюндерства на центральной улице Рингштрассе в Вене работает новый Музей молодого искусства – Museum of Young Art (MOYA). Музей с площадью 600 квадратных метров представляет работы только молодых художников. Вот ссылка на немецкоязычный сайт: www.moya-vienna.at

До 30 октября здесь - выставка "New Romantics - New Retroversive Aesthetic Tendencies in Young Art 2005".

<<В Kunstlerhaus на Карлсплатц, 5 работает выставка "Coolhunters: молодежные культуры между медиа и рынком". Кураторы проекта открыто признают, что нынешняя молодежь живет в гораздо более коммерциализованном и подконтрольном медиа мире, чем предыдущие поколения. Экспозиция представляет значительное число работ молодых художников и "приглашает пофантазировать вместе над возможными альтернативными способами жизни". В шести секциях выставки - Body/Object, Language, Violence, Space, time, Gender - представлены фотографии, видеоинсталляции и "просто инсталляции".

Даты выставки: 22 июля - 13 ноября 2005.

В KunstHausWien до 29 января следующего года - ретроспективная выставка из 130 работ by Albert Watson, одного из наиболее успешнах в коммерческом плане фотографов (Шотландия-США). Одних только обложек для Vogue Уотсон успел сделать за свою долгую карьеру аж целых 250...

<<SuperCollider - объектно-оринтированная программная среда для аудио-видео экспериментов и "производства звука". Жаль только - for Mac only. Автор - James McCartney. Домашняя страница - www.audiosynth.com

Заинтересовавшись не на шутку возможностями этой бесплатной (!) программы, я пригласил двух художников, имеющих опыт обращения с ней, поделиться им - в виде небольшого интервью.

Артем Денисов (р. 1969 в Саратове) - композитор, живущий в Австрии с 1990 года. В незапамятные времена участвовал в "Арс Электронике" как один из основателей экспериментальной электроник-арт-группы "Хлебников-ЭлектронИк". Закончил Университет "Моцартеум", сейчас работает как свободный композитор в Вене (музыка для кино, театров, электроакустические эксперименты).

Штефан Нусбаумер (р. 1966 в Тироле) - художник "в широком смысле слова" (т.е. "artist"), изначально занимавшийся исключительно живописью, сегодня работает также как композитор и "сетевой художник". В 1985 году поступил в Университет прикладного искусства в Вене, учился архитектуре в Техническом университете. С 1991 года владеет собственным артистическим ателье в Вене. Студия делится на два этажа - внизу делается все то что "делается руками", вверху - компьютерное, цифровое производство. Принимал в 2000 участие в выставках  "Архитектура", "NetzNetz" (2004). 

Сергей Тетерин: Штефан, как ты стал художником? (И тот же вопрос - Артему)

СН. Это семейная традиция - насчет живописи. Семья очень поддерживала меня в том, чтобы я стал художником, - особенно мать. Мать очень интересовалась экспрессионизмом (она переводчик с английского и французского языков). Импульс стать художником настиг меня еще в школе: в старших классах (в городе Лиенц, Тироль) я участвовал в специальных "экспериментальных" занятиях по художественному творчеству, где сам процесс был важнее результата. Это можно сравнить с идеологией open source. Занятие искусством воспринимается как совместный процесс обмена идеями. Всё это называлось "Аммагамма" - Альтернативная культурная программа маленького города" 1980-84 гг. - городская культурная инициатива по организации музыкальных и лит. концертов. По-тирольски "Аммагамма" кроме названия одного из альбомов "Пинк Флойд" также значит: "Ну, давай сходим туда".

АД. Что сказать о своей истории? Здесь совершенно другая система образования, в Австрии. Я приехал к определенному профессору в Зальцбурге учиться музыке, в 1990 году. Разница с советским образованием - огромная. Здесь все построено на гораздо более свободной основе. Нет никаких жестких планов и расписаний, ты должен сам составлять свой план. Но все же система работает очень эффективно. В Вене я человек новый, два года - еще очень мало. Но я очень доволен что переехал из Зальцбурга. Там хорошо было учиться, но в плане современного искусства все же Вена куда содержательнее. Очень интенсивная жизнь здесь, много контактов. В основном общаюсь с музыкантами, но также меня интересуют междисциплинарные проекты. Мне нравится делать музыку к театру и кино, потому что это области, где встречаются люди самых различных творческих профессий. 

СТ. А что можете сказать о Суперколлайдере?

АД. Это даже не программа, а язык.
СН. Объектно-ориентированная программная среда.
АД. Два года назад она была коммерческой, но после того как ее создатель получил работу на фирме APPLE он сделал ее open source. Была практически заново переработана структура программы, теперь у нее другая архитектура. Я очень много занимаюсь саунддизайном, и она является довольно универсальной, подходящей для этой и других задач. Саунддизайн - это генерирование звуков или обработка, впоследствии результат используется в миксах для самых разных работ. Создание звуков - это первый этап; затем создание микса, затем - создание композиции.
СН. Я использую эту программу чтобы генерировать звуки. Основное ее отличие - код сразу выходит в звук, в риал тайм.
АД. Суперколлайдер можно использовать как эффект процессор для обычных аналогового оборудования. Лучше всего, пожалуй, использовать в обычной рок группе как дополнение, как оригинальный инструмент. Как синтезатор, скажем.

СТ. Создается ощущение, что в таком способе производства музыки - очень много математики.

СН. Это чистая математика, программирование суперколлайдера. Файл суперколлайдера - это одновременно и партитура, и исполнение.
АД. Он конечно может генерировать алгоритмические структуры, но лучше использовать более специализированные программы. Не так то просто освоить суперколлайдер до конца. Любое произведение новой или экспериментальной музыки - это законченная система в себе, которую можно увидеть как математический алгоритм. Вообще математическое мышление очень близко музыкальному, в моем представлении.

СТ. А когда ты учился в "Моцартеуме", вас учили "электронному производству"?

АД. Там был специальный класс по компьютерной и электронной музыке, и были реальные взаимодействия с институтом ZKM. В Австрии это признается лучше - электронная музыка и вообще digital arts.

СТ. Есть ли вообще какой-то конфликт между старым и новым?

АД. Все четко разделено здесь, и каждый "играет на своем рояле". Есть впрочем примеры удачных "взаимопроникновений". Особенно в Вене. Сейчас правда в связи с политико-экономической ситуацией все усложнилось - делая проект, надо идти в городской комитет, подавать заявку на финансирование и т.д. Бюджеты сокращают. Поэтому некоммерческого искусства с каждым годом становится все меньше.
СН. Раньше было гораздо проще - в 85 году когда я только начал учиться Интернет был новинкой. Медийные предпосылки были тогда другим чем сейчас. Раньше была традиционная схема "художник-зритель", она сейчас изменилась, под влиянием новых технологий. Главное что поменялось в культуре - связано с возможностью репродуцировать культурный продукт и без труда его распространять.

СТ. А как вообще вы относитесь к новым возможностям неограниченного копирования культурных продуктов?

СН. В течение последних 20 лет искусство и технология срослись очень тесно. Сегодня художник использует технику точно так же как и технарь , и технари начинают заниматься искусством в ответ. В области программирования open source в середине 80-х годов были сформулированы главные принципы. Изначально это касалось только создания программ, а сейчас распространяется и на остальные сферы культуры. Open source изначально не был идеологическим понятием - это только метод работы, совместной работы.
Если сравнить с живописью - скопировать картину или ее фрагмент для другой картины - вопрос авторского права не играет такой большой роли. Искусство понимается мной не как законченное произведение, а как бесконечный процесс, каждое его произведение понимается как импульс для создания последующих произведений на его основе, то есть на основе его частичного копирования (вопроизведения). Я не вижу свои работы как некую собственность, которую надо во что бы то ни было защитить ото всех, не дать тронуть никому. Надо передавать искусство дальше. Креативный процесс нераспродаваем. С другой стороны, мои картины написанные красками - это полностью законченные работы, которые надо везти в галерею, вывешивать на стены и точка. Больше с ними ничего не сделаешь. А вообще меня раздражает однобокость подходов. Как нет-артисты распространяют свои подходы на искусство вообще, так и галеристы работающие только с традиционной живописью распространяют свои подходы на все искусство и культуру, включая цифровые сферы.
Если любое музыкальное произведение будет копироваться в MP3 - это не принесет большого ущерба. Однако коммерческое использование не перешедшего в общественное достояние произведения должно быть разумеется только с разрешения правовладельца. Это вообще плохо - публикуя файлы бесплатно в интернете ты прививаешь халявное отношение к культуре вообще.
АД. Вопрос очень сложен. С одной стороны я считаю, что та система которая сейчас существует (говорю о музыке) на мой взгляд работает и против слушателей, и против организаторов концертов - ты должен платить огромные деньги "за разрешение". Поэтому исполнители играют Баха, Бетховена - то что сегодня свободно и бесплатно. С другой стороны, цены на CD завышены неимоверно. Если бы цены сократили вдвое, то пиратские диски не стали бы покупать, а экономическая схема музыкального производства сохранилась бы. То есть мешает алчность корпораций, они и создают эту нездоровую обстановку и шумиху вокруг нарушения прав. Корпорации по старинке жаждут сверхприбылей, и свирепеют что новые технологии позволяют не покупать у них, а копировать у товарища.

СТ. Получается, что этические нарушения есть когда ты скачиваешь чужой файл или нелегально публикуешь его, но они ничто по сравнению с капиталистической алчностью корпораций, которые искусственно поддерживает ситуацию сверхзавышенных цен на культурные продукты.

СН. Если ты сделал пьесу в Суперколлайдере и выпустил диск, его можно продавать. Но сам код пьесы - для программы Суперколлайдер - следует распространять бесплатно, по моему мнению - в соответствии с идеологией программы. Это и есть пример новой гармонии культурных интересов, в новое технологичное время.

ПОСЛЕСЛОВИЕ. Как такой же работающий из под Windows русский "пользователь компьютера". я был несколько разочарован что не существует версии Суперколлайдера для Windows. Однако оба электрокомпозитора в один голос посоветовали мне win-аналог данной программы - AudioMulch Interactive Music Studio. Я посмотрел - действительно, очень похожий софт делается в Австралии... Вот линк на страницу.

<<Сетевые уловы:

* "Удивительно поразительный" анонс выставки Хундертвассера в Московском музее современного искусства. Ухитрились даже не написать, что он из Вены.
* Что можно сделать из аватаров художников и прочего artpeople
* 26 октября в Вене вручают Премию Большого Брата
* Очень хорошая и большая коллекция Open Source Audio.

 


До новых встреч в эфире ~
Сергей Тетерин  ~  teterin@pisem.net   || |  | ||  www.teterin.ru

Австрийский экспириенс автора оказался возможным благодаря поддержке следующих уважаемых организаций: KulturKontakt, Vienna (Австрия), European Cultural Foundation, Amsterdam (Голландия), АртИнфо (Москва).


TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO