ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

«Возвращенное достояние. Русские иконы в частных собраниях»

 5-30марта  2008, Государственная Третьяковская Галерея, Выставочный зал в Толмачах, Малый Толмачевский переулок 6, стр.1

<<«Архангел Михаил и иже с ним…»

Анна Кузнецова>

Красный всадник на красном крылатом коне – это «Архистратиг Михаил Грозных сил воевода»,  ключевой по эсхатологическому смыслу объект экспозиции.  Икона формата а-4  из разряда «мал золотник да дорог» сделана в эпоху сильных  волнений по поводу грядущего конца света, что как раз совпадает с нынешними небеспричинными беспокойствами. Архангел на поле брани - не один, а со Спасом Эммануилом в правом верхнем углу. Небезынтересно узнать, что иконография  именно такого Михаила  возможно вдохновлена самим  Иоанном Грозным, когда, отдыхая от бесконечных расправ, царь-душегуб сочинил  канон «Канон архангелу грозному и воеводе и хранителю всех человек от Бога посланному по вся душа человеческая».

А вот его неудачливый преемник царь Феодор Иоаннович вместе с супругой Ириной Годуновой заказал  «Святого Феодора Стратилата и мученицу Ирину с преподобной Феодосии на полях» 1580-1590гг, в благодарность за  появление на свет долгожданной дочери Феодосии.

Все вышеперечисленные  сокровища открыты взору публики в новом отделе Третьяковки «Выставочном Зале в Толмачах»: от византийских светильников  шестого-десятого веков, не имеющих аналогов в российских собраниях, до знакомого всем по лакированным шкатулкам  Палеха, представленного замечательными иконами - «Богоматерь Владимирская» 1768 года.  Мраморный оплечный Святитель Спиридон Тримифунский, покровитель плавающих и путешествующих, попал  на Русь из Греции видимо в 14 веке, затем в середине 20-го века «переехал» в Германию, в богатый город Мюнхен, а уж теперь, по результатам усилий российских коллекционеров, показался в главном музее страны.

У каждого произведения на этой выставке - подобная биография. Все они и являются «возвращенным достоянием». От доаввакумовских шедевров переходим к временам после раскола. Староверы берегли канон пуще глаза, что доказывает  преисполненный тайны - «Иоанн Богослов в молчании» 18 века. Староверов выявили по льву, заменившему всем привычного на его месте орла, традиционного символа автора «Апокалипсиса». Вот пример монастырской самодеятельности, предназначавшийся на «поднос»  знатным паломникам: весьма виртуозно написанная «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких»1620-30гг, а те,  что чуть попроще - «Преподобный Ефимий, архиепоскоп Суздальский» начала 19 века  - сделаны для богомольцев, желавших увезти с собой местно-чтимого угодника и чудотворца. После богомольцев икона попала в неизвестные руки, отправившие ее в тот же Мюнхен…Госпожа Иовлева, высокое начальство Третьяковки, объясняет толпе репортеров, что иконы 18 века уже были подпорчены светской культурой, пустившей витиеватые корни обильной зеленой растительности на таких образах  как  «Андрей Стратилат» 1780 года. Но смешение древнего канона с «мирской» живописью  особым образом не повлияло на спрос и предложение среди собирателей икон. Есть, конечно, и приоритеты. Всеми  почитаемый Святой  Николай Чудотворец представлен на выставке несколькими эпохами. «Святой Никола Можайский», очень любимое на Руси иконографическое продолжения чудесного явления Святого Николая на небе жителям Можайска, создан в конце 16-го века . А 19 век отмечен староверческой школой так называемого «беспоповского толка»: фрагмент иконостасаса, где по древнерусской традиции Святитель Николай занял нишу Святого Иоанна Крестителя. Но самый милостивый и нарядный, с черневым рисунком митры, Архиепископ Мирликийский - это на столичной иконе эпохи русского барокко  конца 18 века.  

Благодаря иконам также можно восстановить с практически стопроцентной достоверностью архитектуру  и ландшафт того или иного монастыря, как например датируемая 17 веком «Преподобный Александр Ошевенский с обителью», Каргополь или икона- реликварий «Святой епископ Арсений и благоверный князь Михаил Ярославович, тверские чудотворцы» конца 17 века,  созданная для хранения мощей вышеназванных святых.

Довольно зловеще звучит комментарий в пресс-релизе по поводу того, что «произведения, вошедшие в каталог и представленные на выставке, среди похищенных и числящихся в розыске не числятся». Надо смотреть правде в глаза, иконный бизнес  начался с  продаж  за рубеж на государственном уровне под эгидой Сталина в 30-ые годы и продолжается по сей день. Иногда кажется, что уже не напасешься для всех желающих «предметов», как их называют собиратели со стажем…  Но тем  не менее из тех или иных неведомых источников праведники и преподобные разных времен и школ  продолжают отправляться в вынужденную эмиграцию. Порой, чтобы облегчить переправку за кордон, икону приходилось четвертовать, прямо как мучеников первых веков, изображенных на ней же в подробных клеймах. Кроме того, как посетовал на пресс-конференции коллекционер  М.Ю.Абрамов,  у некоторых его коллег по «хобби» редкости музейного значения  в буквальном смысле спрятаны за семью замками и вряд ли когда-нибудь покажутся  на свет Божий, то есть на глаза широкой публике.  Когда-то «храмовые» и «домовые» иконы у таких фанатиков живут иногда в совсем неподходящих для сохранности условиях, равно как и их  владельцы. А вот  коллекционеры  М.Е. Елизаветин и С.А.Ходорковский, единомышленники господина  Абрамова, вместе с ним не только избороздили в поисках предметов православного культа всю Европу и, в конце концов, выкупили их у  тамошних хозяев, но и  ратуют за выделение помещения под благотворительный фонд «Частный музей Русской иконы», что безусловно является благородным намерением. «Расцвет искусства и собирательства всегда соединялся с духовным и экономическим подъемом государства», - политически корректно и в духе времени отмечено в приветственном слове каталога выставки.

А что до самих святых: тверских, соловецких, вологодских, владимирских и иже с ними, то, наверное, они  и вправду снова просияли при долгожданном возвращении на родную землю,
Анна Кузнецова

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO