ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 "Микромир и геометрия". Ведущий - доктор физико-математических наук, профессор МГУ Ю.С. Владимиров.
Малый зал ГЦСИ 23 ноября 2006 года.

<<23 ноября 2006 в ГЦСИ (Зоологическая, 13) состоялся круглый стол "Новая визуальность в физике". 15:00, Малый зал. "Микромир и геометрия". Ведущий - доктор физико-математических наук, профессор МГУ Ю.С. Владимиров. Последние открытия нелинейных числовых закономерностей и физико-геометрических пространств элементарных частиц обретают особый интерес для современного искусства.

По-моему, человек испытывающий неизбывную тягу к познанию мироздания неизбежно приходит к искусству, позволяющему нерационализируемыми и несчетными способами выйти за пределы как обыденных, так и научных представлений. В свою очередь, чтобы не оказаться ограниченным лишь наивным искусством, совсем не лишне кое-что знать об этих представлениях. В том числе и о драматической утерянности единой парадигмы описания физического мира. О головоломных сложностях геометрических и, уж тем более, визуальных интерпретаций и, вместе с тем, о поразительных, порой отдающих мистицизмом интеллектуальных - через многие столетия - коротких замыканиях, параллелях. Причем сами физики в  сингулярных областях собственных теорий вторгаются в философские и теологические пространства. Недаром одна из книг профессора Ю.С. Владимирова называется "Фундаментальная физика, философия и религия" (отмечу терминологическую некорректность - рядом с философией скорее следовало бы использовать термин теология).
Преамбула эта появилась для того, чтобы посокрушаться о провальной неявке потенциально заинтересованных в тематике "круглого стола" продвинутых фигурантов нашего современного искусства. И о том, что они вероятно не читают новости@artinfo. А это уж совсем сложно пережить :) И потому не без ехидства замечу, что не только не пожалел о потраченных двух с половиной часах, но напротив, испытал знакомое многим ощущение выигранной партии.
В  чем же игра? Читать книги, такие как главный труд Юрия Сергеевича Владимирова "Геометрофизика"  (600 стр.) или его же книгу посвященную философским основаниям современной теоретической физики, "Метафизика" (536 стр.), нет времени. А может и хуже - тексты физиков, на мой сегодняшний взгляд, обладают чрезмерной избыточностью. И, как правило, содержащиеся в них ключевые, в том числе мировоззренческие мысли, в формате семинара или круглого стола могут быть усвоены на 2 порядка быстрее. 
Сейчас уживаются 3 парадигмы описания микромира:
1) физическая. Представляет ее достаточно популярная теория суперструн (настолько популярная, что главный ее адепт попал в журнал "Афиша"). Здесь и здесь можно познакомиться с азами теории, с 11-мерным пространством-временем (ПВ). Здесь - о кризисе, который по мнению части специалистов испытывает эта теория. Профессор Владимиров того же мнения. Более того, он упрекает сторонников теории в использовании не научных аргументов. То, что большинство научного сообщества ее принимает, не аргумент.
2) геометрическая; восходящая к Клиффорду, Эйнштейну и Калуци c Клейном. Именно ее сторонником является Ю. Владимиров. Не удивительно, что именно на нее он и потратил основное время своего выступления. Идея искривленного пространства, которым можно объяснить гравитацию, принадлежит Клиффорду. Эйнштейн ее развил в Общей теории относительности (ОТО) в 1918 году, введя 4-х мерное ПВ (риманово, то есть с положительной кривизной). Спустя год Калуцци схожим образом ввел 5-ти мерное ПВ для объяснения электромагнетизма. Однако позже были открыты сильное и слабое взаимодействия, и традиция связывать взаимодействия, теперь уже 4: гравитацию, сильное, слабое и электрическое - привела к 8-мерному ПВ. Собственно о таком ПВ и был разговор на круглом столе. 
Геометризм подхода позволяет иллюстрировать его простым примером: массой в 3-х мерном ПВ. Когда тяжелый шарик вытягивает своей тяжестью некую эластичную ткань, на которой лежит, всякая мелочь, оказывающаяся в заглубляющейся к шарику зоне, скатывается к нему. Все не так очевидно в многомерном ПВ, но суть-то таже.
Самое интересное у Владимирова - геометрические образы сильных и слабых взаимодействий. Для первых - куб и октаэдр, так как эти взаимодействия  определяются тремя кварками, из которых состоят тяжелые частицы (протон, нейтрон): "синим", "красным" и "желтым". Для вторых - икосаэдр и додекаэдр (слабые взаимодействия определяются уже 12 кварками: трех "поколений" + разных "ароматов").  Эти фигуры -  "Платоновы тела": тетраэдр («Огонь»), гексаэдр или куб («Земля»), октаэдр («Воздух»), икосаэдр («Вода»), додекаэдр («Вселенский разум»). Платон конечно сильно упрощал, мыслил на наивно химическом уровне, но факт все равно поразительный. Особенно если учесть связь икосаэдра и додекаэдра с "золотым сечением" (числом Фибоначи 1.618) и египетским календарем, которым мы по сей день пользуемся...
3) концепция дальнодействия; самый парадоксальный взгляд на мироздание, связанный с отказом от понятий пространства-времени. При таком подходе все объекты - и макро и микро - контактируют непосредственно, и контакт этот, действие происходит мгновенно (!) и без посредника.  В масштабах нашего восприятия имеют место события, осуществляются переходы: из одного состояния в другое. В микромире - только вероятности событий и переходов. 
По сути это теория развертывания, реляционная теория. Впечатляет, что в соответствии с ней нет никакого настоящего, только прошлое и будущее - с мгновенным переходом. Более того, строго говоря и будущего нет. Нет - как детерминированного состояния.
Ю. П. 24 ноября 2006>

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO