ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

"...<художник> "преодолевает стену" отделяющую нормального человека от производства желания"

У ДГ нормальный человек - это нормализованный обществом человек.
("Нормализация - навязывание семейного   определения желанию ребенка: он должен быть Я и обладать идентичностью, строящейся на испытании ее соперничеством родителя одного с ребенком пола с родителем противоположного пола. Идентичность нормального человека основана на функции изначальной виновности этого Я").
Фрейдизм вроде, да не тот. Главный недуг цивилизации открывает свой смысл в дискурсе о всемирной истории, а не в дискурсе о семейной психологии, как считают фрейдисты.

Всемирная история по ДГ - процесс "детерриториализации" - переход от кодирования к декодированию. Кодирование здесь - не конструирование сообщения как лингвистическая операция, но способ регулирования обществом производства, которое включает в себя "социальное производство" марксистов + "производство желания", введенное ДГ.
В доисторическое время все закодировано, существуют правила для всех частей целого, всех жестов и обстоятельств. В капиталистической истории декодируются обычаи, церемонии, все считавшиеся вчера священными формы. Также как вопреки ожиданиям эпохи просвещения, что "продуктом культурной дрессировки" должен стать "суверенный индивид, дающий законы" формируется человек негативности, так в процессе декодирования не происходит освобождения человека от верований и запретов. Причина во все нарастающем "подавлении производства желания".  "Капитализм, разрушая привязанности, высвобождая все потоки, порождает мир кошмара и тоски".
ДГ - почти марксист? Но он сдает в архив классовую борьбу. Существует один класс рабов, одни из которых господствуют над другими. Избежать этого удается  "желающим, стоящим вне".
"Шизофреники - горемыки, колеблющиеся между параноидальным возбуждением и болезненной подавленностью (аутизмом)".
Однако, говорит он, "этот факт не доказывает ничего кроме порожденного социальным угнетением провала авантюры, в которой преуспеет, например, художник,  "преодолевая стену" , отделяющую нормального человека от производства желания".
Можно ли считать опыт художника опытом активной силы, которую ДГ называет "подлинным желанием"?
Нет. Поскольку различие между активным и реактивным - не в типах человеческих, но в самом индивиде. Желание ориентровано то на революционный полюс - "шизоидный", в этом случае это бегство от социума, от его идентификаций. То на репрессивный - "параноический", который воплощается во власти, институтах и почестях (получить Интел Интернет Премию, например, и стать действительным Академиком Академии).
Желание ЛЮБОГО колеблется между полюсами. Все дело в размахе этого колебания. Большой размах - клинический психоз. Размах поменьше - растройство снимаемое.
Нельзя противопоставлять паронаидальное стадо и революционеров - художников так же, как нельзя разделить "подлинные желания" и  "желания быть подавленным".

*******************************
PS: Уже выслушал нелицеприятный отзыв на эту "дидактическую нуднятину". Исходит он от безусловно уважаемого мной человека.
Однако, что сделано, то сделано. Это раз.
Но главное, вероятно заключается в том, что хотелось мне не удивить знатоков (да и чем их удивишь?), а объяснить поведение этих знатоков в ситуациях подобных награде.ру. Причем объяснить тем, кто, повторюсь, не переел текстов 30-летней давности. А скорее попросту их не читал. Отсюда и дидактичность.

Ю. П.

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO