ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<Программа русского видеоарта «Кое-что о власти» c 22 сентября по 22 октября в Музее искусства Южной Карелии г. Лаппенранта. Программа подготовлена Петербургским филиалом Государственного центра современного искусства. Кураторы – Марина Колдобская, Мария Коростелева. В программе объединены работы Г. Ригвавы, Е. Ковылиной, А. Ермолаевой, В. Алимпиева, О. Кулика,  А. Чернышева и В. Ефимова и др. Премьерный показ программы состоялся 27 июня 2006 года на
Арт Медиа Форуме (в рамках ММКФ)>

Около дюжины одинаковых пластмассовых неваляшек раскачиваются в опасной близости друг к другу. Амплитуда движения нарастает. Ваньки-встаньки раскачиваются все ритмичнее, в такт закадрового гула, как будто производимого марширующей ротой, и под звуки хлопков, похожих на выстрелы, один за другим вылетают из кадра. Только, исчезают игрушечки под звуки выстрелов. Работа Анны Ермолаевой «3 минуты, три попытки выжить» (2000 г.), в которой возникает метафоричный образ власти (автор заставляет неваляшек склонить пластмассовые головы долу), еще раз напоминает, что человек в толпе, будь то толчея на улице или войско, бессилен и обречен. Потому что толпа – это, в лучшем случае, способ не упасть, когда очень хочется, а в худшем – воннегутовская «бойня № 5». Проект знакомит зрителя с российским видео искусством последнего десятилетия. Помимо пионерских работ, уже ставших классикой, в нем представлены фильмы, созданные молодыми авторами.

«Кое-что о власти имеет сказать каждый художник, особенно в России, где новая цивилизация возникла на руинах прежней только после смены политического режима. Русские художники за какую-нибудь пару лет получили в руки компьютер, видеокамеру, Интернет. В то же время они вдруг оказались свободны от бремени советского, а заодно и всего предыдущего идейного наследия. В России художник всегда выяснял отношения с властью. Не с обществом, как на Западе, а именно  с государством, с официальной идеологией… Сегодня ему приходится работать в обстановке идеологического вакуума, когда ни власть, ни общество еще не решили, чего же мы хотим на самом деле. Это довольно неуютное существование, потому что каждый день приходится спрашивать себя: а зачем ты вообще?», - прокомментировала тему программы директор Санкт-Петербургского филиала Государственного центра современного искусства, Марина Колдобская. Программа разделена на несколько тематических блоков, раскрывающих тему власти в ее разнообразных проявлениях и с разных ракурсов.

Ракурс снизу. Художник, в своем фирменном образе человека-собаки, окружен людьми в полицейской форме и овчарками. Над ним флаг Европейского Союза. Он подползает на четвереньках к охранникам с собаками, пытаясь найти свое место в этом круге – ластится, заигрывает, огрызается, пытается укусить, - тщетно: коммуникация не получается. В России, как и в Америке, в начале развития видеоарта одним из основных способов использования видеокамеры была запись перформансов. В связи с этой работой Олега Кулика (перформанс «Я люблю Европу, она не любит меня»), выполненной в сентябре 1996 года в Берлинском Кюнстлерхаус, принято вспоминать великого Йозефа Бойса и его перформанс «Койот», в ходе которого художник проводит несколько дней в клетке с животным. Сам Кулик прокомментировал свою работу так: "Европа нуждается в образе врага как основе для объединения. Если все двенадцать собак вокруг меня объединятся, лая и бросаясь на меня, зрители увидят очевидное сходство собачьего круга с символом объединенной Европы".

Ракурс сверху. В ходе своего видеоперформанса, осененный мерцающим, (наподобие экрана), синим нимбом, художник симулирует выступление некоего политического лидера. «Ты можешь положиться на меня» (1993 г.) -  работа Гии Ригвавы, одного из пионеров русского видео, - является продолжением более крупного проекта, в первой части которого («Официальное заявление») герой – тоже телекомментатор, но в роли разоблачителя – произносил предостерегающее изречение: «Не верьте им, они все врут». Текст второй части состоит всего из одной фразы - «Ты можешь положиться на меня». Видео закольцовано, обещание повторяется бесконечно, вызывая у зрителя чувство напрасной траты времени и заставляя его воспринимать обещание иронично. Фильм открывает первый раздел программы - «Медиаторы и манипуляторы». К слову, медиаторы и манипуляторы – это не только те, кто создает массмедийный образ в корыстных целях, но одновременно и те, кто размышляет о его природе.

Плохие мальчики синхронно запихивают в рот игрушечные самолеты, повязывают на головы черные кальсоны и засовывают за пояс по батону булки. Вот вам авиационная атака на WTC, а вот - шахидки-смертницы. Угадали? Пародийно, в духе балаганного театра, с его грубым юмором и незамысловатыми сюжетами, интерпретировано телевидение в творчестве «Синих носов». В форме короткой инсценировки Вячеслав Мизин и Александр Шабуров представляют горячие события последних лет («Русские шарады», 2004 г.), при этом цинично передразнивая форму, в какой эти события обычно преподносятся телезрителю. Художники показывают, что мир, предложенный человечеству через телевизионную картинку, – не ненастоящий и заслуживает осмеяния.

Художники группы ZERGUT создают на снегу свои портреты из подсолнечных семечек в стилистике поп-артовских трафаретных портретов Ленина, Мао, Че Гевары и др. В фильме («Визуализация приручений, или казус современной орнитологии»,2002 г.) показан процесс постепенного исчезновения «героев», - их лица растворяются на фоне грязного снега по мере того, как голуби расклевывают семечки. Сотворение кумира - одна из насущных потребностей человека массовой культуры. Основной казус поп героя заключается в том, что его популярность (или тот конгломерат факторов, который определяет ее в нашем сознании) является чем-то эфемерным, несубстанциональным.  

Юлия Виноградова

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO