ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

<<АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым>
Еженедельные обзоры выставок, прессы, интервью. Выходит по пятницам>

<<АРТикуляция 35 с Дмитрием Барабановым. «Инновация» - госпремия в области современного искусства. ТелеБластер взорвет телевидение. Этно-клише «Синих носов». Русские писатели и Эдуард Гороховский. Китч в массы! Имперские микроцефалы Бориса Орлова.

<<Инновация

Позитивная новость – в области современного искусства совместными усилиями ГЦСИ и ФАКК учреждена специальная государственная премия «Инновация».  В попытках разобраться в тонкостях предмета, я задал несколько вопросов директору Государственного Центра современного искусства М.Б.Миндлину.

- Михаил Борисович, от моих коллег я услышал довольно неожиданное высказывание: «Что, еще одна премия?». Расскажите, пожалуйста, об «Инновации», чем она будет отличаться от премий «Мастер» и «Черный квадрат»?

- Это первая премия в области визуального искусства, учрежденная федеральным органом управления вместе с Государственным Центром современного искусства. ГЦСИ, как известно, является государственной бюджетной организацией, ну а Федеральное агентство представляет собой орган федерального управления. В значительной своей части премия будет финансироваться из федерального бюджета.

Однако «Инновация» - не просто премия. Это – конкурс, по результатам которого будут присуждаться премии. Чрезвычайно важно то, что эта премия является государственной и учреждена при поддержке государства. Таким образом, это является очередным шагом к легитимизации поля современного искусства, которое остро в этом нуждается. При государственной поддержке современное искусство приобретёт значительно более высокий статус в обществе и сможет привлечь к себе больше внимания. Естественно, если не прямо, то опосредованно на это среагирует рынок. Через рынок современное искусство получит экономические вливания, а они, в свою очередь, создадут благоприятную питательную среду для развития отечественного искусства, что позволит ему активнее развиваться.

- А в чем вы видите отличие от Государственной премии?
- Госпремия дается за довольно широкий спектр достижений в искусстве. Насколько мне известно, госпремия присуждается различным видам искусства как традиционным, так и инновационным. А эта премия присуждается исключительно за достижения в новейшем искусстве.

- Нельзя ли поподробнее рассказать о том, как все это будет происходить. Ведь предусмотрен целый ряд различных номинаций. 
- Совершенно верно. В первую очередь – это приз за лучшее произведение в области современного искусства по результатам года. Затем – лучший кураторский проект. Премия также будет присуждаться за достижения в сфере теории, критики и искусствознания. Ещё две номинации - «За поддержку современного искусства России» и «За творческий вклад в развитие в развитие современного искусства».

Вот такие пять номинаций. За «поддержку» – это тем организациям и частным лицам, которые оказывают организационную, финансовую и другие формы содействия современному искусству. За их вклад и помощь в развитие нашего искусства. А «За творческий вклад» – это премия по совокупности, так сказать за долгую, активную и результативную жизнь в современном искусстве :-).

- Если можно, несколько слов о выставке. Она будет происходить в стенах ГЦСИ?
- Да, нам это кажется логичным, потому что это на сегодняшний день ГЦСИ – это первая полноценная и единственная специализированная государственная площадка для репрезентации проектов в области новейшего искусства в стране. Как известно, проекты современного искусства реализуются в Русском Музее, МГВЗ «Манеж», «Новом Манеже», Третьяковской галерее, в Эрмитаже. Эти выставки носят эпизодический характер, наряду с другими проектами, которые там показываются. Наша выставочная площадка предназначена исключительно для показа новейшего искусства. Поэтому мне кажется вполне логичным и объяснимым, почему именно на территории ГЦСИ и будет проводиться конкурсная выставка. «Инновация» - всероссийский конкурс. 

Премия будет присуждаться отечественным авторам или же нашим номинантам, выступающим в соавторстве с зарубежными коллегами. Иностранцам «Инновация» присуждаться не будет. Если описывать механизм, то он таков: существует Оргкомитет. По утверждённому положению Оргкомитет формирует составы Экспертного совета и Жюри. Будут рассматриваться те составы Экспертного совета и Жюри, которые будут предложены ГЦСИ. Затем, в течение года начинает работать Экспертный совет. Финансирование на себя берет Федеральное Агентство по культуре и кинематографии, а Центр выполняет организационные функции. Экспертный совет подбирает номинантов на премию, затем, после завершения сбора, к концу года по результатам отбора делается конкурсная выставка номинантов в помещении ГЦСИ. А затем уже начинает работать и Жюри. Оно собственно и производит отбор лауреатов премии. При этом, члены Жюри не могут входить ни в Оргкомитет, ни в Экспертный совет, соответственно члены Оргкомитета не входят ни в Экспертный совет, ни в Жюри, а члены Экспертного совета – в Жюри и в Оргкомитет. Хотя, конечно, возможна ротация, это не навсегда :-). Количество членов Жюри определяет Оргкомитет.

- Меня терзает любопытство, каков денежный эквивалент «Инновации»?
- Премиальный фонд составит 500 000 рублей. По четырем номинациям. Денежная премия по результатам конкурса «За поддержку современного искусства России» не предусмотрена. Помимо этого, лауреаты получат памятные знаки, призы и дипломы.

- С какими чувствами чиновники ФАККа отнеслись к вашей инициативе. Были ли какие-то споры и препоны?
- Нет, они открыто пошли на контакт и полностью нас поддержали, хотя это достаточно радикальный шаг...


<<Умелые руки

Эдуард Гороховский, признанный классик нонконформистского искусства и после смерти продолжает удивлять своими неординарными произведениями. Сейчас в галерее «Файн Арт» проходит выставка «Русские писатели».  Вне всякого сомнения, такого Гороховского вы еще не видели. 

В «Файн Арте» представлена добрая полусотня никогда не выставлявшихся графических листов 1990-2000-х годов. Это - разнообразные коллажи, этюды, аппликации и акварели. Если попытаться описать эти работы в концентрированном виде, то лучше всего подойдет слово - «эксперимент». Уникальной же эту выставку делает то, что зрителям дается возможность увидеть каким именно образом работала фантазия Гороховского, какие ингредиенты он использовал для составления своих рецептов. Помимо ретрофотографий, в ход шли: кусочки старой ткани, вырезанные профильные пляжные силуэты, групповые снимки «на добрую память» отдыхающих в санаториях, различные элементы шрифтов, монотипии и т.д. 

Подобно умелому арт-престидижитатору, Гороховский умудрялся выискивать отражения сокровенного в каждой эпохе и при помощи затейливых манипуляций и сочетаний виртуозно переводить это в область актуального. Это же касается и портретов русских писателей, коих в галерее пять: Ахматова, Пастернак, Чехов, Маяковский и Гоголь. Стилистически близкие к поп-арту, эти работы поражают своей нетривиальностью и свободой интерпретации. Вплоть до самой кончины, Гороховский не уставал проводить разнообразные визуальные опыты, ему было попросту скучно беспрерывно эксплуатировать одни и те же ходы. Собственно об этом свидетельствуют и полные жизнелюбия и иронии рисунки художника последнего времени, вошедшие в новый альбом Гороховского «Иллюстрации памяти».

Когда год назад я попросил художника ответить на мои вопросы, Гороховский прислал мне большой текст, в котором написал: «Я долго выстраиваю то, что придумал и, доведя работу почти до конца,  убеждаюсь, что ничего хорошего у меня не получилось и при этом довожу себя до отчаяния и желания все уничтожить. Такое состояние включает некий психический механизм, когда я впадаю буквально в транс и начинаю совершенно  бессознательно, только на одних эмоциях, что-то делать с картиной, что я потом никак объяснить не могу. Но в результате этого психического срыва оказывается мной сделано как раз то, что превратило ерунду в картину. Я давно заметил за собой эту особенность и во время работы не сдерживаюсь, а как бы полностью отдаю себя некой неведомой силе, которая все и решает. Может быть, суть этого механизма совершенно другая, но меня вполне устраивает такое объяснение»... 

До 3 марта. «Файн Арт» (ул. Б.Садовая, 3, корп. 10) 

Ссылки:
«Игра в классиков». Сергей Соловьев, «Новые Известия»
«Герой труда». Федор Ромер, «Время Новостей»


<<Зима недаром злится - прошла ее пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Тем временем, после закрытия мосбиеннале (итоги которой будут подведены отдельно), художественная ситуация мало-помалу реанимируется. Пассаж современного искусства под названием «АРТСтрелка» продолжает свою работу.

Так, в галерее XL-project демонстрируется новый проект Кирилла Преображенского. В затемненном пространстве – непосредственно из торчащей в стене спецтрубы на развевающийся экран экспонируется тревожный видеоролик. Своим названием инсталляция ISM отсылает публику прямехонько на Измайловский барахольный рынок. На видео Преображенского более чем странные сувениры в своей избыточности дополняют друг друга: ряды заскорузлых матрешек, платки и коврики неописуемого дизайна, батареи фарфоровых статуэток и т.д. Ветер дурновкусия выдувает весь этот концентрированный трэш в эзотерическое пространство галереи современного искусства. 

Адаптации профанного в «сакральное» способствует расположенный у стены чудо-агрегат – гибрид мясорубки и миниатюрного корабельного винта. Метафора понятна, фарш, изготовленный из китча, плотно заполняет невидимыми испарениями ноосферу.

В соседнем помещении – галерее Клуба коллекционеров современного искусства проходит микроретроспектива Бориса Орлова
Выставка называется «Собственность автора. 1973-2000». Зрителям явлены различные инкарнации Орлова, то есть – «метафизический», «геральдический», «имперский» и, естественно, просто «классический» периоды творчества художника. Пожалуй, это лучшая выставка на АРТСрелке – все объекты предельно внятные и качественно исполненные.

Своей визуальной и концептуальной осмысленностью, пластической выразительностью и будоражащим колоритом произведения Орлова бесспорно преобразили унылое пространство галереи ККСИ. Важно и то, что представленные работы ранее не были показаны широкой публике. Микроцефальные трехглавые тотемы, белые и черные парадные портреты, бюсты в имперском стиле, моряки, военные музыканты, комсомолки и спортсменки – квинтэссенция советского мифотворчества, препарированная ироничным соц-артистом, явлена в исчерпывающем объеме. 
Выставка к просмотру рекомендуется настоятельно. 

В галерее Reflex неутомимые и вездесущие «Синие носы» сотворили экспозицию «А ля-рюсс». Четыре больших полотнища-«коврика» представляют дерзновенные эксперименты В.Мизина, А.Шабурова и К.Скотникова на тему «этно-клише» (рашн деревяшн). Помимо этого глумливые авторы демонстрируют свои greatest hits, то есть видео-на-коленке, коих они наснимали неисчислимое множество. Все очень хорошо, жаль только, что ничего нового.

По соседству в электробутике ViewStation – выставлен ТелеБластер от Аристарха Чернышева. Функция этого замысловатого прибора состоит в том, чтобы ни больше ни меньше «взрывать телевидение».  Если вы не хотите ничего взрывать, а мечтаете и дальше лицезреть нескончаемые сериальные мутации ментов и прочих чекистов, то можете смотреть программы и в обычном режиме. Помимо того, что ТелеБластер «позволяет генерировать видеоэффекты синхронно звуку», аппарат облечен в элегантные футуристические формы.

Таковы, друзья, в общих чертах итоги февральской эволюции.
Культурный центр «АРТСтрелка». Берсеневская набережная, на территории фабрики «Красный Октябрь», около спуска с нового пешеходного моста.


До новых встреч в эфире! Дмитрий Барабанов


АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 34 Между салоном и порно. Мэпплторп нон-стоп. Bipedalism, трэш и некрореализм Евгения Юфита. Военная зооантропотехника и томления мутантов. Нарвский дрейф, Ги Дебор и сквот «Клизма». Хождение в народ’ 2005.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 33 Квартирные выставки вчера и сегодня. Прижизненная реабилитация искусства. Эгалитарность и русский гендер. Позолоченный московский концептуализм. Увековечена АРТКлязьма’ 2004. Электронные скалки и Сталин с женской грудью.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 32 Дракула в сетях киношаблонов. «Зона счастья» Ольги Чернышевой. Boat Trip на теплоходе «Дионисий». Бесхитростное бытование в Stella Art Gallery. Краткие гастроли Бориса Михайлова. Страсти роковые в XL projects. Пронзительный антигламур и неперфектная плоть. Билл Вайола и его оммаж маньеризму.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 31 «Призраки Одессы» Кристиана Болтански. Эксперимент в Музее В.И.Ленина. Верняк от звезд. Фестиваль цифрового искусства и пулеметы. Заговор сообщников в ГТГ. Human project и Всевидящее око.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 30 1-я Биеннале современного искусства в Москве – «Поехали!». «КоМутация» от Ефимова и Чернышева. Абстракции нефтеносного Наседкина. Президентский дискурс. Маньеризм Мэпплторпа. Оголтелый негритюд в «Риджине». Почем русское искусство? Скульптуры из синтепона.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 29 Агония и Экстаз миллионера Хирста. «Ногти» от Осмоловского в Stella Art Gallery. Апология Мухина. Чехов и дзен. Новый год на АРТСтрелке. Мамышев-Монро в плюмаже.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 28 Апория Ильи и Эмилии Кабаковых. Шоу дрессированных мух. Современное искусство и иллюстрация. Психоделический калейдоскоп Петра Филиппова. MMS-ка от Айдан Салаховой. Модифицированные клоны произведений Леонардо от Владимира Колесникова. Питерский арт-десант в «Файн Арте».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 27 Гипердебют «Галереи актуального искусства» и телевизор в коляске. Визуальные коды Ивана Чуйкова. Как делается искусство - мемуары Ричарда Фейгена. Профили отклонения второго русского авангарда. Экзистенциальный эквилибр от Хубертуса фон дер Гольтца>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 26 Современное искусство и Маноло Бланик. Золото, рубины и бриллианты без названия. Буржуи в ореоле пацификов. В программе «Эскейп» - «4/4». Новоселье галереи «Кино». Калейдоскоп шедевров в МДФ.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 25 Скандальная выставка Марлен Дюма. Глумливые пасторали Ларисы Звездочетовой. Трэш и кулинария. Энтропический вихрь хохломского плюща в XL галерее. Искусство из помойки.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 24 Вуайеризм и эксгибиционизм в современном искусстве. Обозримые арт-запасы немецких финансистов. Зависть к пенису и феминизм. Кантаты Баха в исполнении глухих детей. Анахронизм репрезентации национального искусства. Бодрые гастроли польской «штуки».

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 23 «Контуры времени» Бориса Орлова. Народное и инородное в современном искусстве. Мертвечина и академизация – как не стать заложником канона? Личная экзистенция аполлонического соц-артиста. Витальная сила космической хохломы.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 22 Стали и камня торжественный звон или цемент для капитализма. Боевой войлок от Беляева-Гинтовта. Открытие нового корпуса ГЦСИ. Героический антигуманизм третьего тысячелетия. Бэкон, Симпсоны и черный квадрат на буханке за 5 тысяч евро. Мастерская Арт Москвы’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 21.  «Звуки музыки» в XL галерее. Квазиангелические астронавты Цапля и Глюкля. Топлесс, тату и бар для лилипутов. «Корифеи» и «маститые мэтры». Открытие филиала Stella Art Gallery: каскады поздравлений, водопады уверений. Волшебная сила иску$$тва.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 20. Продан поцелуй Брежнева и Хонекера. Новый релиз Тимофеевой и Врубеля. Некоммерческое партнерство и 45 тысяч евро для детей Беслана. Что такое Art Epoq? Пируэты Владимира Соловьева. Русский аукцион – безжалостный и беспощадный.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 19. Что поймал художник Звероловлев? Свежий скандал от Маурицио Каттелана. Ретроспектива эпатажных Чэпман Bros. Катарина Фрич и Николай Полисский. Жутковатая инсталляция Грегора Шнайдера. Carnegie International’ 2004.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 18. Приквел Семена Файбисовича. Гутов, Бохоров и Лифшиц в галерее «Файн Арт». Автопортрет со спущенными трусами. Мегапроект «Предстояние» в Третьяковке. За что был арестован Заратуштра и где скрывался от правосудия Моисей? 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 17. Оптические изыски Олега Васильева. Гидравлические эксперименты Паскаля, совесть и современное искусство. Любляна – город женщин. Интерпретации китча от Натальи Эденмонт и Владимира Куприянова. Генетические модификации цветов и животных.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым 16.  Неделя психоделии в столице. АРТСтрелка в калейдоскопическом мерцании протуберанцев. Обонятельная инсталляция Салаутина & Файна. Калифорнийский галлюциноз Ника Аккермана в «Риджине». Bad trip или кристальная чистота абсурда от Константина Звездочетова.

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №15.  Шокирующие XXX-опусы в Deitch Projects. Терри Ричардсон между порнографией и гламуром. Дотошная классификация бытия. Подробности жизни Стивена Гилла. Что такое «Новая российская реальность»? «Арт-Клязьма»’ 2004 или шоу маст гоу он.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым 14.  «Мой Кабаков» и благодарные народы. Присяга на верность и коллективная отдача должного. Кроткий укротитель бульдозеров. Гусеничное пиццикато в Крокин-галерее. Икра в иллюминаторе. Дмитрий Шорин и арт-дегустация вприглядку

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №13.  Призрак Каспара Давида Фридриха или новые видения Д.А.Пригова в ГТГ. Макабрическая «Больница» супругов Аксеновы(е)х: что показало вскрытие? Константин Батынков и инопланетяне.

АРТикуляция  с Дмитрием Барабановым №12.  Педофилия, смерть и современное искусство. Интерактивное надувательство. Протезы головного мозга и Вдохновение. Московская гастроль Дэвида Салле или Звезда, Классик & Ветеран постмодернизма. 

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №11.  Русский авангард и харизма. Тонны обнаженной плоти от Спенсера Туника. Между Раем и Адом. Флора под «Черным квадратом». Коллекция Dr. Алшибая>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым10Авторитарный куратор и «Паранойя». Очередные мутации Мамышева-Монро. Михаил Рогинский получил премию «Мастер». Клонированная Мона Лиза или Джоконда в ротонде>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №9. «Арт Москва» № 8. Куршавель из поролона. Магазины искусства. 300 верблюжьих черепов и подорванный художник>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №8. «Ренессансный титанизм и барочная мощь» или псевдопорно от Кирилла Чёлушкина. Странные изваяния московских художников. Скажи мне, что у тебя в книжном шкафу, и я скажу кто ты>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №7. Палач и членовредитель Маурицио Каттелан. Критический Абстракционизм без оправданий. «Осторожно религия»: печальные результаты «преступного замысла»>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №6. Скандал: Дэмиен Хирст в преддверии анафемы. Закрома культурной памяти. Футуроутопия, лабиринты, мозаики и их симулякры. Герострат в трениках, искусство и вандализм>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №5. Цветок на навозной куче YBA или отщепенец Хьюм в Москве. Меховые шапки Чернышевой и «Идентификация». Костюмы среди оружия и исполинских банкнот. Глория и виктория московской Фотобиеннале №5>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым №4. Только силы добра! Гарные рок- хлопцi от Александра Петрелли. Пупс-арт: Ростан Тавасиев об инфантильном языке и силовом поле иронии. Каталог с медицинским названием "Арт-Клязьма'03".  Ричард Аппиньянези - "Знакомьтесь: Постмодернизм">

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 3 - 12 апреля 2004. «Москва-Берлин» в контексте дефицита. Диалог культур и монолог куратора. Глумливая гомоэротика Вячеслава Мизина. Интимная арт-ходынка в галерее «Рефлекс». Псевдогендерный дальтонизм и конъюнктивит. Умер директор культурного центра “Дом» Николай Дмитриев>

АРТикуляция с Дмитрием Барабановым - 2 - 2 апреля 2004. Пираньи сожрут немецкого художника. Мусульманка в Макдоналдсе. Стратегии арт-бэндов или классика жанра. Награжденья-поздравленья. Скульптуры из коврового ворса. Шизорама. «Москва-Берлин» - есть качество!>

АРТикуляция - №1 - 24 марта 2004> 


TopList