ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

 Программа «Одна шестая плюс»

<<15 июня 2009 года  в Государственном центре современного искусства (Москва, Зоологическая ул., д.13, стр.2) cостоялась пресс-конференция, которая посвящена запуску гуманитарной Программы «Одна шестая плюс». С июня 2009 года Творческий союз художников России при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, Российской академии художеств и Московского музея современного искусства начал реализацию гуманитарной Программы в области изобразительного искусства «Одна шестая плюс».
Это долгосрочная программа, не ограниченная во времени, состоит она из последовательно реализуемых художественных проектов. Программа текущего года состоит из 7-ми кураторских проектов с участием известных современных художников из стран СНГ, Балтии, Италии, Австрии и других стран. Кураторами «Одна шестая плюс-2009» являются Виталий Пацюков, Виктор Мизиано, Евгения Кикодзе, Антонио Джеуза, Константин Бохоров, Ирина Яшкова, Олег Арнаутов. Каждый из кураторов в общих чертах обрисовал будущий выставочный проект. Проекты программы «Одна шестая плюс-2009»

Проекты гуманитарной Программы «Одна шестая плюс-2009»:

1. «Ad Oculos». Куратор Виталий Пацюков. ГЦСИ, Москва 4 - 28 июня 2009.
Участники: Анна Ермолаева (Австрия), Катрина Нейбурга (Латвия), Эгле Ракаускайте (Литва), Эне-Лииз Семпер (Эстония), Ольга Чернышова (Россия)
4 – 28 июня. Государственный центр современного искусства (Москва, Зоологическая ул., д.13, стр.2)
«Ad Oculos» - «перед глазами». Проект представляет собой «женский взгляд» на мир, находящийся за пределами гендерных феноменов. Художники Проекта органично соединяют особую эмоциональную целостность и интеллектуальную феноменальность, манифестируя «наглядность» своих творческих позиций. Звезды европейского видеоарта, лауреаты международных форумов радикального искусства и Венецианской биеналле встречаются в едином пространстве визуального, обнажая уникальность повседневного. Рассматривая глубоко личное, все участницы выставки одновременно обращаются к универсальным проблемам современного общества. Проект «Ad Oculos» раскрывает пространство предельной близости, фокусируя наше внимание на реальности, которая находится у всех на виду, «перед глазами», но посвящает в свои измерения только человека, наделенного обостренным зрением видеокамеры.
 
2. «Трансфер». Кураторы Евгения Кикодзе и Антонио Джеуза.
Участники: Елена Немкова (Италия), Франческо Финицио (Италия), Итало Дзуффи (Италия), Павел Браила (Молдова), Марк Верлан (Молдова), Светлана Шуваева (Россия), Антон Литвин (Россия), Владимир Логутов (Россия), Анна Ермолаева (Австрия). Выставка скульптуры, живописи, графики, инсталляции, видео.
31 июля -13 августа 2009 года,  30 июля открытие для СМИ и друзей. Центр современного искусства «М'АРС» (Москва, Пушкарёв пер., д. 5)

Выставка  «Трансфер»  является маленьким  экспериментом  над обоснованностью стратегии глобализации. Здесь географическими ссылками являются четыре страны - Россия, Италия, Молдавия и Австрия, которые отличаются друг от друга по многим аспектам: по территориальному размаху, политической, экономической и социальной историям. Художники, принимающие участие в выставке, были рождены в этих странах, или, как говорится, оттуда их корни. Но также это «художники-путешественники», чьи работы созданы под влиянием чувств, пережитых за рубежом. Их искусство нельзя назвать региональным. «Родной язык» художников имеет очень мало общего с работами, которые они делают. Что действительно здесь является важным -  так это понятие «портативности» искусства и его эстетических норм, адаптация искусства к определенным правилам с целью переноса из одного места в другое, из одной культуры в  другую. Подробности>
Круглый стол на тему выставки «Трансфер в современной культуре» состоится 5 августа в 17-00 в залах экспозиции. Участвуют художники, кураторы, директор итальянского института в Москве г-н Альберто Ди Маурo, ведущие художественные критики Москвы.

3. «Тест на национальный ген. Цитаты». Куратор Олег Арнаутов.
Пространственно-временные образы в национальных школах документального кино и авторской фотографии. Участники из СНГ, Балтии и других стран.
19 августа - 30 августа 2009 года. Центр современного искусства «М'АРС» (Москва, Пушкарёв пер., 5)
Есть определённая территориальная разница, наднациональная, связанная с особенностями климата, свойствами атмосферы и рельефа местности, формирующими приверженность к сближенной или контрастной палитре автора, которая формируется в детстве, не обремененном излишними художественными концепциями. Этот «взгляд» остается у человека на всю жизнь вне зависимости от того, где впоследствии он будет проживать. Существует и атмосфера межличностных отношений, есть ещё та «культурная пыль», которая «оседает» в период становления и приобщения к какой-либо школе.
Что общего в восприятии литовца, русского и грузина?  В чем их отличия? Данный проект исследует эту проблематику в связи с процессами самоидентификации существующих государств на постсоветском пространстве и тенденции к территориальному делению по национальному признаку. Цель – на отдельных примерах запечатленных пространственно-временных образов в документальном авторском кино и в авторской фотографии опознать различия или формальные особенности национальных школ.

4. «Обратные связи». Автор проекта – Александр Пономарёв (при поддержке компании КРОК).
Участники из стран СНГ и Балтии.  Проект включен в программу Третьей Московской биеннале современного искусства.
Центр современного искусства ВИНЗАВОД (Москва, 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6) , С 27 сентября по 25 октября 2009. Открытие 25 сентября.
Общие моря и колыбельные песни, друзья, братья и сестры, ставшие иностранцами...  Бумажные письма, дальние переезды, встречи и объятия превращаются в пыль. Большая страна, малая страна, новая география создает новые маршруты и новые стены. Новые границы между гражданами обрушивает интернет.  Технологии перерождают пространство. Возникает новая система, новые взаимодействия между элементами. Информационные технологии меняют мир и вновь его объединяют. Нет границ, нет времени ждать, барьеры пробивает сигнал связи. Сжавшееся до новых политических границ пространство теперь огромно, оно больше, чем когда бы то ни было, оно включает весь мир. Нет забытых друзей, нет потерянных писем. Все близко и мгновенно. Память восстанавливается. На фоне воспоминаний образуются «обратные связи».
Полисистемная инсталляция «Обратные связи» состоит из центральной части и периферийных зон, между которыми протянуты кабели-связи. Центральная часть артистической машины представляет собой длинную конструкцию - велосипед, имеющий 15 колес, 15 рулей и 15 сидений, который управляет периферийными фрагментами. Педали имеют механический привод, вырабатывающий при вращении электрический сигнал. В инсталляции использованы идеологемы –  Башня, ЦПУ (центральный пульт управления), Хроника, подводная лодка «Курск» и т.д. Эти элементы соединены с центральной частью конструктивно и коммуникационно.
Художники, математики, военные и физики из стран СНГ, Балтии, Грузии и Украины под руководством Александра Пономарева будут строить этот художественный объект, используя «обломки бывшей империи» и индустриальные остатки. Во время открытия выставки, объектом управляют соавторы Александра Пономарёва, в дальнейшем - посетители.

5. «Второй диалог».
Проект включен в программу Третьей Московской биеннале современного искусства. Запланировано проведение круглого стола.
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19), C 24 сентября по 18 октября 2009  года. Открытие 23 сентября.
Куратор Константин Бохоров. Сокуратор Юлия Тихонова
Участники: Эрнст Абдразаков (Киргизия), Вика Бегальская (Украина), Тарлан Горчу (Азербайджан), Тика Жвания (Грузия), Алиса Йоффе (Россия), Леонард Лапин (Эстония), Галим и Зауреш Мадановы (Казахстан), Николай Маценко (Украина), Марина Напрушкина (Белоруссия), Шимон Окштейн (США), Анатолий Осмоловский (Россия), Геннадий Попеску (Молдавия), Эгле Радикайте (Литва), Гия Ригвава (Грузия), Азат Саргсян (Армения), Александр Соколов (Россия), Давид Тер-Оганян (Россия), Олег Тыркин (Россия), Татьяна Хэнгстлер (Россия), Константин Худяков (Россия), Кирилл Челушкин (Россия), Гундега Штраутмане (Латвия), Чун Кванг Юнг (Корея), Джамшед Холиков (Таджикистан), Гульнара Касымалиева (Киргизия)
В мире, раздираемом противоречиями, естественным законам которого является борьба за доминирование, должно помимо воли конкурирующих сторон на уровне концепций пространства, света, формы, композиции, материала появиться что-то общее, что  будет характеризовать художественные поиски нашего времени как стиля эпохи. Гуманистическая миссия проекта формулируется как «второй диалог», то есть диалог о  принципах искусства, которые спасали и спасут мир, как бы ни консервативно это звучало.
Выставка представит ряд станковых произведений (картины, скульптура, технологические объекты) в разных техниках, в которых отчетливо проявляется не столько постмодернистская игра образами, сколько тенденция к постановке и решению формальных (денотативных) задач, причем не ради прагматических, а ради чисто художественных целей. Выставка представит современные произведения, очевидным образом отвечающие на мультикультурные вызовы современности. В постановке задачи подобным образом организаторы проявляют себя явными приверженцами идей художественного европейского авангарда начала ХХ века, который в сложных условиях между двумя мировыми войнами пытался найти универсальные формы художественного общения, которые бы не разделяли, а объединяли культуры. Более современным феноменом, на который ориентируются организаторы «Второго диалога», является последняя «Документа» в Касселе (2007, куратор Рогер Бюргель), которая продемонстрировала существование тенденции необусловленного формообразования в искусстве. 

6. «Личинки Будущего». Искусство «после конца» или искусство «до начала»?
Куратор Ирина Яшкова. Участники: Тамила Ибрагимова (АЗЕРБАЙДЖАН), Текла Асланишвили (ГРУЗИЯ), Наталья Небиеридзе (ГРУЗИЯ), Кето Логуа (ГРУЗИЯ), Леван Капанадзе (ГРУЗИЯ), Группа 2+2 (МОЛДОВА), Татьяна Муравская (ЭСТОНИЯ), Группа «Бергамот» (БЕЛАРУСЬ), Алла Румянцева (ТАДЖИКИСТАН), Закир Юмакаев (КЫРГЫЗСТАН), Александра Соколовская (УЗБЕКИСТАН), Екатерина Никонорова (КАЗАХСТАН), Андрей Сяйлев (РОССИЯ), Александр Белов (РОССИЯ), Александр Солнечный (РОССИЯ), Денис Мустафин (РОССИЯ), Илья Красильников (Россия)
Галерея искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19),  C 24 сентября по 18 октября 2009. Открытие 23 сентября.
Является ли сопротивлением существующему порядку вещей ситуация, когда в одной жизни молодой художник исполняет бессмысленные штудии в школах, а в другой делает не менее бессмысленные перформансы, потому что эти действия якобы из арсенала пресловутого «сопротивления», «андеграунда», «другого искусства»? Существует ли в новых государствах на руинах СССР живая воля к созданию нового искусства, нового авангарда или достаточно апроприации и соединения опыта былой «империи» и нынешнего национального колорита?
Дилемма «новый авангард» - или «новый комфорт» приводит к тому, что надо решить, есть ли чему сопротивляться и стоит ли это делать. Возможен путь простого копирования современных технологий актуального искусства, что явится простым маяком – «мы тоже современные художники, мы тоже современно делаем искусство». Данный проект - исследование, которое, возможно, даст ответ на вопрос – по какой схеме развивается современное молодое искусство СНГ в настоящее время.

7. В рамках Программы «Одна шестая плюс» будет реализован кураторский проект Виктора Мизиано, который в данное время находится в стадии разработки.


ТРАНСФЕР/ TRANSFER
Международная выставка в рамках гуманитарной программы «Одна шестая плюс»
Выставка скульптуры, живописи, графики, инсталляции, видео
Открытие 30 июля 19.00
31 июля – 13 августа 2009
Москва, Центр современного искусства М’АРС (Пушкарёв пер., д.5)
Кураторы: Евгения Кикодзе, Антонио Джеуза.



Участники: Павел Браила (Молдова)/Pavel Braila (Moldova), Марк Верлан (Молдова)/ Mark Verlan (Moldova), Итало Дзуффи (Италия)/ Italo Zuffi (Italy), Анна Ермолаева (Австрия)/ Anna Jermolaewa (Austria), Антон Литвин (Россия)/Anton Litvin (Russia), Владимир Логутов (Россия)/Vladimir Logutov (Russia), Елена Немкова (Италия)/Elena Nemkova (Italy), «Синий суп» (Россия)/Bluesoup (Russia), Франческо Финицио (Италия)/Francesco Finizio (Italy), Светлана Шуваева (Россия)/ Svetlana Shuvaeva (Russia).



Круглый стол на тему выставки «Трансфер в современной культуре» состоится 5 августа в 17-00 в залах экспозиции. Участвуют художники, кураторы, директор итальянского института в Москве г-н Альберто Ди Маурo, ведущие художественные критики Москвы.

Спустя сорок лет после того, как Маршалл Маклюэн теоретически обосновал концепцию глобализации, фигура "глобального художника" стала более сложной, чем когда-либо. География вместе с полом/родом и цветом кожи по-прежнему используется в качестве главных показателей теми, кто привык делить искусство на категории. Значит, так и будет в дальнейшем.

Выставка «Трансфер» является маленьким экспериментом над обоснованностью этой стратегии. Здесь географическими ссылками являются четыре страны - Россия, Италия, Молдавия, Австрия - которые отличаются друг от друга во многих аспектах, таких, как размер территории, а также политическая, экономическая, социальная история (и история искусства).

Художники, принимающие участие в выставке были рождены в этих странах, или, как говорится, оттуда их корни. Но также это "художники-путешественники", чьи работы находятся под влиянием чувств, пережитых за рубежом. Их искусство не регионально, ни в какой форме. Но оно имеет отношение и к регионализму, то есть, к постоянной необходимости найти общий язык, чтобы быть понятым.

В лингвистике термин "передача" используется для указания применения правил родного языка в попытке выражать мысль на другом языке, что в некоторых случаях приводит к отклонениям норм целевого языка, а в других случаях, к упрощению второго языка. Очевидно, что здесь мы имеем дело, скорее всего, с визуальностью и материальностью, нежели с устными и письменными формами слов.

Родной язык художников имеет очень мало общего с работами, которые они делают. Что является здесь важным - это понятие "портативности" искусства (и его эстетических норм), адаптация искусства к определенным правилам с целью переноса из одного места в другое, из одной культуры в другую.


<<«М’АРСовое Содружество» 

В связи с тем, что 2009 год – год молодежи, с 12 марта в центре современного искусства М’АРС при поддержке Межгосударственного Фонда Гуманитарного Сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС) стартовал ежегодный молодежный художественный проект под названием «М’АРСсово поле». На выставке, девиз которой вынесен в названии - «Содружество», представлены работы 27 молодых художников из Азербайджана, Армении, Белоруси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Выбор участников обусловлен тем, что все вышеперечисленные страны (кроме Украины) в мае 2006 года подписали договор о создании фонда МФГС, деятельность которого на данный период времени чрезвычайно активна и направлена на создание  обширных кросскультурных отношений. Нынешнее мероприятие напоминает уменьшенную модель Венецианской биеннале, где у каждой страны имеется свой выставочный павильон. Здесь, безусловно, масштабы совершенно иные, но принцип организации пространства схожий. Цель сегодняшнего проекта - просвещать в области современного искусства стран СНГ как зрителя, так и самих участников. В рамках «М’АРСово поля» 2009 предусматривается установление связи с художниками и теоретиками современного искусства в виде лекций, семинаров и мастер-классов, а также предполагается создание необходимых условий для совместного творческого процесса.  

По словам куратора проекта Ирины Яшковой ранее для ЦСИ М’АРС приоритетным направлением  было исследование  художественного пространства российских регионов. Теперь же вектор движения изменился в сторону стран СНГ, что выглядит вполне логичным. В виду того, что на сегодня западное арт-сообщество уже давно пристально следит за развитием современного искусства в странах Ближнего Востока и Азии, не удивительно, что мы, в свою очередь, направили свой взор к ближайшим соседям, дабы соответствовать  модным тенденциям.

Выбор тем, представленных на выставке, так же пестр, как и состав участников. Это социальная тематика Фарида Расулова (Азербайджан) и Алексея Румянцева (Таджикистан). Не обошлось и без политики, которая чувствуется в работах Игоря Свернея, Татьяны Федоровой (Молдова). Кроме того, снова звучит такая популярная критика общества потребления - Степан Евдокимов, Тимур Мирзахмедов, Виталий Лебедев (Узбекистан), столь наболевшая критика утраты национальной идентичности и европеизации в работах Натальи Дю (Казастан) и многие другие. Из «звезд» на выставку привезли азербайджанских художников Али Гасанова и Орхана Гусейнова, которые приняли участие в 52-ой Венецианской биеннале 2007 года. Их представила на пресс-конференции Лейла Ахундзаде – видный деятель искусства, комиссар и куратор азербайджанского павильона на биеннле в Венеции.

Каждый участник проекта, говоря на «универсальном языке contemporary art», излагает свою историю, отображающую характерные национальные явления, бытующие в той или иной стране. Что же касается тем лекций и семинаров, то они в большей степени направлены на изучение уже давно осуществленных в европейской арт-среде перспектив развития современного искусства: «Молодежные субкультуры», «Превращение субкультур в одно из направлений современного искусства – реальность или утопия?», «Проблемы художественного образования», «Молодежные
фестивали и большие молодежные проекты».

В целом, представляется крайне сложным отделаться от ощущения дежавю. Выставка «Содружество»  вполне повторяет то, что уже существовало ранее. Например, та же лондонская Триеннале 2009 исследует существование и последствия межкультурных взаимоотношений. Вместе с тем приятно осознавать, что и мы наконец-то созрели до выявления подобных тенденций в нашей (и не только) стране.  Москва вновь в лице Региональной Общественной Организации «Объединение М”АРС» выступает инициатором проведения мероприятий в стиле «дружбы народов», целью которых является открыть новые таланты сначала России, а в будущем, немного немало, всему миру. Продолжение шествия художников из стран СНГ по российской земле предполагается осуществить в проекте «1\6 +», амбициозный характер которого проявляется в его цели – «установление современного искусства в странах СНГ».

Анна Ильченко

<Фоторепортаж с открытия Международного молодежного проекта "М’АРСово Поле - Cодружество">

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO