ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Pinchuck Art Center - Центр современного искусства в Киеве. 
Музей современного искусства.

<<16 сентября в центре Киева на Бессарабской площади открылся Музей современного искусства.  PinchukArtCenter – самый большой частный музей на Украине и едва ли не на всей территории бывшего СНГ. По крайней мере, в Москве такого нет. Центр открывается выставкой "Новое пространство", где произведения украинских и украинско-русских художников соседствуют с работами международных арт-звезд последнего десятилетия.

<На двух с половиной тысячах квадратных метров в городе теперь будут экспонироваться самые лучшие образцы украинских и мировых художественных тенденций>

<вход в музей и объект Олафура Элиассона>

Пресс-конференция.

<"Портал на частный капитал. В Киеве открылся первый музей современного искусства." - Время Новостей, 19.09.2006 - Сергей Хачатуров.

Теперь Россия обзавидуется: аналогов появившемуся в столице Украины Музею мирового современного искусства, являющемуся авторским проектом не художника, а бизнесмена, у нас нет. Основатель - один из самых богатых на Украине людей, предприниматель Виктор Пинчук. Для поддержания правильного международного имиджа и своего, и страны в целом г-н Пинчук уже несколько лет профессионально занимается артменеджментом: в рамках созданного им фонда «Современное искусство в Украине» продюсирует выставки contemporary art, предоставляет гранты украинским художникам, с помощью консультантов-кураторов (в том числе и московских) собирает коллекцию очень нового украинского, российского и «западного» искусства. Венцом трехлетней деятельности фонда явился музей Pinchuk Art Centre, расположенный в самом центре Киева, на Бессарабской площади, в квартале крупнейшего торгового центра «Арена». Сам Пинчук считает центр «культурным порталом, через который в Украину войдут новейшие тенденции искусства, а украинское современное искусство вольется в мировой контекст».
Приглашенные на открытие российские критики оказались едины в одном: портал возведен с учетом суперсовременных технологических и дизайнерских требований организации музейного пространства. Московские галереи и муниципальные музеи о такой чистоте и ясности экспонирования (архитектор -- француз Филипп Чиамбаретта), когда важно все: правильный свет, цвет, материалы, фактура поверхностей, динамика планов, - пока только мечтают. Осторожно сравнить можно лишь с московским ГЦСИ (Государственный центр современного искусства), над неоконченным пока еще проектом которого трудится отличный архитектор Михаил Хазанов. Сама представленная в новеньких залах «Пинчук-центра» коллекция не плод личного вкусового волюнтаризма мецената, а итог профессионального отбора двух приглашенных им кураторов - Никола Буррио (до недавнего времени возглавлявшего муниципальный музей современного искусства Парижа Palais des Tokio) и Александра Соловьева, идеолога и теоретика украинского современного искусства.
Экспозиция поделена поровну: половина работ художников, отобранных Буррио по всему миру, половина - выбранных с подачи Соловьева новых мэтров украинского происхождения (иные из них прочно связали свой жизненный путь с Россией или другими странами). Первое знакомство и узнавание оказалось приятным. Хотя, на мой взгляд, «украинская» часть с важными по интеллектуальному месседжу и ставшими уже хрестоматийными работами Сергея Браткова, Бориса Михайлова, Олега Кулика, Арсена Савадова вышла сильнее эффектной, но чуть легковесно-декоративной «западной» части. Объяснение и оправдание подобному жесту имеются. Украинское общество к современному искусству относится в лучшем случае индифферентно, в худшем - враждебно, потому новый музей призван преодолеть барьер отчуждения. И просвещать, и увлечь, немного развлекая. Убедить в том числе, что «контемпоральность» может быть и красивой, и дружелюбной.
Новый музей будет развиваться по образцу динамичного и многофункционального Музея Гуггенхайма. Последний из шести этажей оборудован под медиатеку, видеоклуб, кафе. Уже через три месяца сегодняшнюю экспозицию сменит другая, на которой обещают показать совсем молодое и даже радикальное искусство Украины. Одни из кандидатов - юные (двадцать с хвостиком) и дерзкие «рэповцы», группа «Революционное экспериментальное пространство», создавшаяся во время событий «оранжевой революции» в конце 2004 года. Параллельно с вернисажем «Пинчук-центра» они презентовали в стильном индустриальном пространстве киевской галереи ЦЕХ свою программу, посвященную как раз порогу непонимания украинским обществом современного искусства. На живописном панно демонстрация нарочито обезличенных горожан несет лозунги в защиту классических ценностей или с требованием разъяснить, «что хотел сказать художник». На видео показывают юных «рэповцев» (большинство -- питомцы Центра современного искусства при Киево-Могилянской академии), одетых в белые халаты и маски дезинфекторов. Они читают статистические сводки о том, как обстоит дело с киевским артмиром. Звучат и такие цифры: современных художников на Украине не более 30, а кураторов -- не более пяти. Я попросил господина Соловьева прокомментировать данную статистику. Он ответил, что она, конечно, субъективная, но от истины недалека.
Достойно то, что вернисаж у «рэповцев» не выглядел вызовом «Пинчук-центру». Скорее, комментарием его программы. Дело в том, что сам господин Пинчук на пресс-конференции честно признался, что новый музей не способ заглянцевать проблему коммуникации общества с современным искусством, а только первый шаг на пути сложной работы по ее решению. Ведь и Пинчук, и «рэповцы» оказались в оппозиции официальным украинским властям. Фонду в свое время минкульт Украины не разрешил взять под музей здание Арсенала напротив Киево-Печерской лавры (несмотря на выигранный инвестиционный конкурс и на проведенную в Арсенале миротворческую выставку «Прощай, оружие!»). Группе «Р.Э.П.» тот же минкульт Украины не разрешил представлять страну на прошлогодней Венецианской биеннале (и тоже несмотря на выигранный конкурс, результаты которого были аннулированы).
Для создания капитального имиджа имиджевый капитал фонду Виктора Пинчука придется копить в разных сферах. Самым большим впечатлением на гала-презентации центра (на которой откровенно разочаровало шоу Юрия Грымова и порадовало выступление джазового оркестра имени Олега Лундстрема с виолончельным соло чудесного Бориса Андрианова) был никем не срежиссированный перформанс под условным названием «кортеж гостей», где молодые альтернативщики-«рэповцы» очутились в гуще яркой и шумной процессии наравне со звездами киевского гламура, Романом Виктюком и депутатом, бизнесменом и певцом Иосифом Кобзоном.

<Из Киева – ИРИНА Ъ-КУЛИК. 16 сентября 2006 года.

Открытие обещает быть весьма эффектным – для постановки шоу пригласили режиссера Юрия Грымова. В Киев уже пожаловала экстравагантная парочка, известная в арт-мире как Ева и Адель. Без присутствия этих живых "произведений искусства" – бритых наголо трансвеститов в женских платьях – не обходится ни один серьезный международный вернисаж.
Известный украинский бизнесмен Виктор Пинчук основал фонд "Современное искусство на Украине" в 2003 году. За три года ему удалось собрать весьма представительную, фактически музейную коллекцию современного искусства. Для своей личной коллекции украинский предприниматель собирал искусство, выдержанное во вполне традиционном духе – русская живопись IXX века, импрессионисты. Но для просвещения публики в арт-центре представлено только наисовременнейшее.
Курировать зарубежную часть собрания был приглашен Никола Буррио – один из самых больших авторитетов мировой арт-сцены, автор программных книг по искусству рубежа XX-XXI веков, один из основателей парижского выставочного центра Пале де Токио, куратор Московской и последней Лионской биеннале современного искусства. Господин Буррио посоветовал заказать музейное помещение французскому архитектору Филипу Кьямбаретте, которому удалось добиться впечатляющего результата. Новый музей скрывается за фасадом дома начала прошлого века и представляет собой столь безукоризненно европейское помещение, что вид за окнами начинает казаться неправдоподобным. Даже самые по-славянски надрывные произведения выставлены здесь с фешенебельным западным комфортом. Особенно впечатляет зал, отведенный под фотоцикл Бориса Михайлова "У земли": мрачноватые, увиденные словно бы из подвального окна виды советской провинции развешаны, как и предполагалось автором, гораздо ниже уровня глаз зрителя. Но можно и не сгибаться в три погибели, чтобы рассмотреть снимки: посреди зала расположены удобные дизайнерские банкетки.
Украинское современное искусство представлено практически всеми известными именами – от патриарха фотографии Бориса Михайлова до группы "Институция нестабильных мыслей". В киевском музее есть как художники, живущие и работающие на Украине – Василий Цаголов, Владимир Кожухарь, Александр Гнилицкий, Олег Тистол, Арсен Савадов, так и "украино-москвичи" Сергей Братков и Олег Кулик, которых на исторической родине по-прежнему считают своими.
Среди украинских произведений попадаются работы, созданные в ХХ веке. Что до западной части собрания, то тут все произведения датированы 2000-ми годами. "Для Киева я хотел создать музей не просто современного искусства, но искусства ХХI века",– сказал корреспонденту Ъ господин Буррио. Так что новое собрание строится не по привычному для начинающих музеев принципу второстепенных работ хрестоматийных классиков вроде Пикассо или Уорхола, а включает свежие произведения практически что зажегшихся звезд – художников, присутствующих на значительных международных выставках последнего десятилетия. Таких как Карстен Хеллер, Олафур Элисон, Томас Руфф или очень модный индус Субодх Гупт.
Причем произведения отобраны действительно эффектные. Олафур Элисон, сделавшийся знаменитостью после инсталляции "Солнце" в турбинном зале лондонской Tate Modern, представлен шестиметровой "Перевернутой башней теней" – ажурной конструкцией из флуоресцентных ламп, зажигающихся в определенной последовательности. Британский художник Чарльз Сэндисон предлагает помедитировать в темных "Гостиных", по стенам которых кружатся светящиеся буквы, складывающиеся в основные понятия человеческого существования – "food", "dead", "old", "male", "female", "child"... А "Кукушка" француза Ксавье Вейана оказывается фантастическим агрегатом в духе Жана Тэнгли – со сложной, совершенно нефункциональной и оттого комичной системой разноцветных шестерней, которые приводятся в движение катящимися по желобкам шарами.
Может показаться, что хай-тековское искусство международных арт-звезд трудно объединить с произведениями украинцев, известных прежде всего живописью. Но их соседство совсем не кажется противоречивым. Гиперреалистические, с размытым эффектом "домашнего видео" полотна Александра Гнилицкого отлично сочетаются с нарочито пикселизированными фотографиями немца Томаса Руффа, а "Оргия" с участием голливудских звезд Василия Цаголова находит совершенно неожиданную рифму в масштабном и лубочном полотне таиландского художника Навина Раваншайкуля, изобразившего всех знаменитых художников ХХ века в мизансцене "Брака в Кане" Веронезе. В общем, новый киевский арт-центр выглядит интернациональным и по форме, и по содержанию, как и подобает национальному музею современного искусства.

Вход
в музей

 

Ева и Адель
на вернисаже

 



Зал Бориса Михайлова

 

Зал Арсена Савадова



Арсен Савадов



Чичкан



Гнилицкий



Равин Раваншайкул



Томас Руфф



Тистол



Тистол



Цаголов



Туалет



И еще туалет

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO