ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

10-й МЕДИА ФОРУМ 
ХХXI Московского Международного Кинофестиваля.
20 - 24 июня 2009 года

Больше, чем просто кинематограф…
Организаторы: МедиаФест, Центр культуры и искусства «МедиаАртЛаб», Площадки: кинотеатр «Художественный», Киноцентр на Красной Пресне, Архитектурный музей им. Щусева, Центр современной культуры «Гараж», Ravenscourt galleries

www.mediaforum.mediaartlab.ru

<<10-й МЕДИА ФОРУМ  ХХXI Московского Международного Кинофестиваля 20 - 24 июня 2009 года завершен. 24 июня в  Киноцентре на Красной Пресне состоялась церемония награждения призеров Х Медиа Форума и мультимедийный перформанс "Rheo" Риочи Куракавы (Япония). Победил Лиу Вэй, Китай — «Безнадежная земля». 2 и 3 места жюри решило не присуждать, но специально упомянуло: Анна-Марта Овераа, Норвегия -  Серый No.1; Мануэль Саис, Испания  -  «Двух команд команда»; Борис Элдагсен, Германия, - «СПАМ - мюзикл»>

<<Московский Международный Кинофестиваль – это престижный праздник мировой кинематографии, крупнейшее культурное событие летней Москвы.
Медиа Форум – официальная программа ММКФ, стартовавшая в 2000 году. Ее возникновение в начале нового тысячелетия связано с интересом как широкой, так и профессиональной общественности к новым формам экранной культуры и новым компьютерным технологиям в области кино, телевидения, видео и интернета.
МедиаФорум, как action – это обмен идеями, вливание новых сил в современную культуру. Это попытка продемон-стрировать логику нового мышления и логику новых коммуникаций, на данный момент именно в медиаискусстве отыгрываются и проходят апробацию новые идеи.
Медиа Форум вот уже на протяжении 10 лет знакомит российскую публику с авангардными направлениями в творчестве художников, перформеров, видеоартистов, аниматоров, экспериментирующих с языком, контекстом и техникой электронных и дигитальных средств массовой информации.
С появления видео-арта во второй половине 1990-х годов в России началось равитие медиаискусства – искусства, создаваемого с использованием современных электронных и цифровых технологий. Работы, показываемые в рамках Медиа Форума, отражают тенденции развития видео-арта в последние годы, многообразие тем и стилей.
Цель форума – не просто познакомить публику с самим фактом существования медиакультуры, но проверить жизнеспособность экспериментального искусства в среде, где не делаются скидки на возраст и радикальность идеологии, эстетики и технологии.


КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

Состав жюри конкурсной программы этого года:
Виктор Мизиано (арт-критик, куратор, Россия), Даниил Лебедев (художник, Рос сия), Берта Сихель (директор аудиовизуального департамента музея Reina Sofia, Испания), Янг Фудонг (художник, Китай), Джеспер Джаст (художник, Дания).

Показ конкурсной программы Х Медиа Форума – Киноцентр на Красной Пресне (7 зал) – 22 июня в 21.30  и 23 июня в 22.30

В 2009 году «Медиа Форум» – самая необычная из программ Московского Кинофестиваля – отмечает свое десятилетие. Именно в ней присутствуют самые авангардные киноэксперименты, неожиданный видеоарт или перформативное мультимедийное искусство, такое как прошлогодний VJ-показ Питера Гринуэя. У «Медиа Форума» свой конкурс видеоработ, в котором принимают участие художники пяти континентов и более чем двадцати стран, своя лекционная программа, в рамках которой мировые знаменитости устраивают мастер-классы для московской публики, круглые столы и клубные события.
«Медиа Форум» непрерывно доказывает, что кинематограф на самом деле гораздо шире, чем то, что показывают в зрительных залах. Он может быть интерактивным и полиэкранным, он может создавать особую пространственную среду, которая органично включает в себя зрителя, а сами фильмы могут длиться днями, напоминая классическую живопись, – и все это стоит увидеть своими глазами!

Расписание - программа по дням

Янг Фудонг (Китай) – российская премьера полной версии полиэкранной инсталляции «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу»
В 2009 году шанхайский художник Ян Фудонг закончил работу над своим главным произведением «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу», первые части которой были представлены публике на 50 Венецианской биеннале, а затем путешествовали по галереям всего мира. В рамках «Х Медиа Форума» можно будет, наконец, увидеть полную версию полиэкранной видеоинсталляции Фудонга. В эстетике фильмов-нуар и в сопровождении эмбиента художник оживляет для зрителей историю о семи древних китайских мудрецах и поэтах, бегущих от суетного мира. В современных декорациях повествование не утрачивает свою поэтичность и глубину, его темой становится фрустрация и чувство потерянности молодых интеллектуалов, амбиционных и хорошо образованных людей, ждавших от мира того, что он не может им дать. Фудонг рассказывает историю о дороге, которую проходят его герои в поисках новой Утопии, ничего не зная о цели пути или о собственном будущем.


20 июня в 19.00 – Музей архитектуры им. А.В. Щусева: открытие выставки Янга Фудонга (Китай) «К востоку от деревни Цюэ…».
22 июня в 20.30  – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» (1-2 части) – 4 зал;
22 июня в 22.00  – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» (3-4 части) – 4 зал;
23 июня в 19.00 – Центр современной культуры «Гараж»: лекция и показ короткометражных работ Янга Фудонга (Китай);
23 июня в 21.00  – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» (5 часть) – 4 зал;
24 июня в 18.00  – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» (5 часть) – 7 зал;

Ив Суссман (США) – «89 секунд в Альказаре» и премьера фильма «Белое на белом», 2009 

Чувственная красота и яркая образность произведений Ив Суссман не вызывают ассоциаций с глянцевой голливудской зрелищностью, напротив, ее работы отсылают к классической живописи, в них заново оживают и переосмысляются важные для человечества сюжеты. «89 секунд в Альказаре» – это видеопрочтение знаменитой картины Диего Веласкеса «Менины». Фильм «Похищение сабинянок» в декорациях шестидесятых годов пересказывает легендарную историю, случившуюся в Древнем Риме, и напоминает искусствоведам о неоклассических полотнах Жака-Луи Давида и Николя Пуссена. «Белое на белом» – последняя часть этой трилогии, ее премьера состоится на нынешнем фестивале. На сей раз американская художница обращается к русскому источнику: сюжет произведения отсылает просвещенного зрителя к работам Казимира Малевича и фильму о супрематизме, над которым работал немецкий режиссер-авангардист Ганс Рихтер, но который так и не был закончен. Действие работы происходит на легендарном объекте современности космодроме «Байконур».
Новый проект Ив Суссман еще в работе: только-только отснят и смонтирован его первый эпизод «White on White: The Pilot (just like being there)», который и будет представлен московским зрителям и гостям ММКФ этого года. Нынешняя задача художницы, кажется, более сложной, чем в предыдущих работах. Дело в том, что одноименный новому проекту живописный шедевр «Белый квадрат» («Белое на белом» – White on White) из нью-йоркского МОМА относится к тому периоду творчества Малевича, когда художник уже отказался от повествовательности и фигуративности в искусстве и вовсе перестал изображать «вещи». Проблема пересечения супрематизма и кинематографа решена художницей через отсылку к работе немецкого режиссера–авангардиста Ганса Рихтера: в двадцатые годы он начинал снимать фильм о Малевиче, но работа так никогда и не была завершена. Декларация художника «Я председатель Земного шара» пересекается у Суссман  с идей путешествия в космос и образом советского спутника – «самого красивого объекта в истории человечества». Фильм – это только часть проекта Ив Суссман, который включает в себя фотографические и текстовые комментарии, статьи, скульптуру, цикл телепередач и несколько инсталляций. В московской галерее «Ravenscourt» можно будет увидеть две из них «Рабочий кабинет Юрия» (речь идет о Юрии Гагарине) и “How to tell the future from the past, v.2” – трехканальное видео-путешествие по железной дороге сквозь степь, где время убегает вспять, и повседневная жизнь людей проносится мимо…  
Все подробности о проекте можно будет услышать на лекции художницы в Центре современной культуры «Гараж» или спросить у нее лично. 

Картинка представляет работу Ив Суссман. Американская художница собрала команду профессионалов Rufus Corporation, с помощью которой ей удается получать ответы на некоторые вопросы: Что происходило в «Менинах» Веласкеса до того, как королевская чета Филипп IV Испанский и его супруга Марианна отразились в зеркале, и до того, как луч света упал на лоб инфанты Маргариты? А что если бы придворная карлица вдруг пощекотала огромного пса на первом плане? И что случится сразу после того, как режиссер-живописец скажет: «Стоп, снято!», и магия застывшего живописного мгновения развеется? Для того чтобы удовлетворить свое любопытство Ив Суссман сняла закольцованную 12-минутную ленту «89 секунд в Альказаре» (89 Seconds at Alcázar), посвященную полотну из музея «Прадо».
20 июня в 19.00 – Музей архитектуры им. А.В. Щусева: открытие выставки «89 секунд в Альказаре».
21 июня в 21.00  –  Киноцентр на Красной Пресне: показ фильма «Похищение сабинянок» – 7 зал;
22 июня в 16.00 – Центр современной культуры «Гараж»: премьера первого эпизода «Белое на белом» и презентация проекта;
22 июня в 19.00 – “Ravenscourt galleries” открытие выставки Ив Суссман  – трехканальная инсталляция "Как истолковать будущее из прошлого. Версия 2" и фотографии Саймона Ли в рамках проекта «Белое на белом»;

Ретроспектива работ Джеспера Джаста (Дания).
Этот датский видеохудожник не пытается продемонстрировать серьезность своего искусства псевдодокументальной или «непрофессиональной» съемкой – никакого треша, напротив, его фильмы ласкают взор зрителя роскошью визуальных эффектов, сложной работой со светом и продуманной музыкой, в них задействованы профессиональные актеры, звукорежиссеры, операторы, художники по свету – присутствует все, что обычно ассоциируется с дорогой полнометражной кинопродукцией. И все же художнику не удается провести зрителей и критиков сладкими визуальными «обманками», они сравнивают атмосферные произведения Джаспера Джаста с киноработами Висконти, Фасбиндера или Гас Ван Сента и приходят их смотреть в Brooklyn Museum или галерею Тейт.

21 июня в 13.00 – Центр современной культуры «Гараж»: презентация работ с комментариями художника (формат мастер-класса);
21 июня в 19.00  – Киноцентр на Красной Пресне: ретроспектива работ – 7 зал;
23 июня в 20.00  – Киноцентр на Красной Пресне: ретроспектива работ – 7 зал;

Мультимедийный перформанс “Rheo” Риочи Курокава (Япония)
В своих клипах, инсталляциях, музыкальных альбомах и живых перформансах этот японский художник создает цифровые миры, красота которых почти осязаема своей шелковистой, «тканевой» фактурой и световыми эффектами, переживаемыми тактильно. Больше всего создаваемые в присутствии зрителя изображения напоминают ожившие работы абстрактных экспрессионистов. Отталкиваясь от этой образности, художник рассказывает зрителю о физиологии восприятия мира, информация о котором поступает к человеку в виде потока нерасчлененных зрительных и звуковых образов до того, как их обработает сознание.

24 июня в 20.30 – Киноцентр на Красной Пресне: церемония награждения призеров Х Медиа Форума, по окончании мультимедийный перформанс "Rheo" Риочи  Куракавы (Япония);

Мировая премьера видеоработы «Капель» Галины Мызниковой и Сергея Проворова (ПРОВМЫЗА), 2009
В основу сюжета видеоработы положена знаменитая фотография  известного английского фотографа 19-го века Генри Пич Робинсона. Действие развивается вокруг лежащей на постели больной девушки и толпой зевак, пришедших проститься с умирающей. Солнечный свет и ветер, появляющиеся в комнате, позволяют воспринимать происходящее через чувственно экзистенциальные и поэтические ассоциации. Финал близок. Но жизненный процесс не заканчивается. Он продолжается в виде воды, которая медленно наполняет постель умирающей и превращается в нескончаемую капель. 

21 июня в 15.00 – Центр современной культуры «Гараж»: «Капель»;

«Восхождение» Нины Фишер и Мароана эль Сани (Германия)
Именно так мог бы начинаться какой-нибудь голливудский фильм: молодой человек упирается ладонями в стекло панорамного окна недостроенного амстердамского South Axis. Он стоит спиной к зрителю и лицом к району, который, как предполагается, должен стать будущим центром города, оставив в
прошлом стереотипные картинки города для туристов. Однако Нина Фишер и Мароан Эль Сани сняли фильм не о способности человека преобразовать мир в соответствии со своими желаниями, а о том, как сверхъестественная, пугающая и незнакомая реальность вдруг просачивается сквозь сверкающую глянцевую оболочку современного мира. Общественные здания в многочисленных фото, видео и киноработах этих немецких художников превращаются в символы несбывшихся утопий, а основной темой их творчества становится поиск свидетельств о человеческом пребывании на земле, когда нас здесь уже не будет.

21 июня в 16.00 – Центр современной культуры «Гараж»: показ фильма «Восхождение» и презентация работ (формат мастер-класса);

«Вот так мы идем по луне» – показ видеоработ Йоханы Биллинг (Швеция).
Неизвестно, что больше всего интересует шведскую видеохудожницу Йоханну Биллинг, экспериментальная музыка или танец, перформативные искусства или социальные науки. Для одного из своих проектов она пригласила выпускников стокгольмского колледжа искусств, молодых людей самых разных специальностей, часто неуклюжих и неловких, прорепетировать вместе экспериментальный танец, и наблюдала, что получится в результате. Для другого отправила местных эдинбуржских музыкантов и матросов-новичков в их первое морское путешествие под ироничный комментарий одноименного фильму саундтрека «Вот так мы идем по луне». В большинстве своих закольцованных работ художница концентрирует внимание зрителя на событиях, которые выпадают из обыденного и правильного течения жизни, неловких положениях и ситуациях разлада, нестабильности и напряжения.

23 июня в 18.00 – Киноцентр на Красной Пресне:  программа видеоработ «Вот так мы идем по луне» – 7 зал; 

Показ лучших работ из коллекции Центра искусств королевы Софии  и лекция Берты Сихель,  директора аудиовизуального департамента музея.
Центр искусств королевы Софии, крупнейший испанский музей современного искусства, известный, в первую очередь, тем, что именно там находится знаменитая «Герника» Пабло Пикассо, обладает замечательной коллекцией произведений видеоарта и мультимедийного искусства. Ей заведует, куратор и консультант Берта Сихель. В Москве она планирует показать подборку лучших видео из собрания Центра (Нам Джун Пайк, Билл Виола, Дара Бирнбаум, Энтони Мунтадас, Ребекка Хорн и другие) и рассказывать о современных тенденциях кураторской работы, критериях, которыми необходимо руководствоваться при создании коллекции музейного уровня или частного собрания. 

22 июня в 13.00 – Центр современной культуры «Гараж»: показ;
22 июня в14.30 – Центр современной культуры «Гараж»:  лекция;

Ночь фестивалей в кинотеатре «Художественный».
В одну из ночей фестиваля на территории кинотеатра «Художественный» в клубном формате будут показаны программы крупнейших мировых медиафестивалей 2008-2009 года non-stop. Среди них: фестиваль Трансмедиале (Германия), Афинский фестиваль видео-арта (Греция), Арс Электроника (Австрия), Бостонский фестиваль кибер-арта (США), WRO (Польша) и многие другие.

20 июня в 22.00 – Кинотеатр «Художественный»:  Ночь фестивалей;
21 июня в 20.30  –  Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ Японского фестиваля медиаискусства – 4 зал.
21 июня в 22.30  –  Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ Европейского Фестиваля медиаискусства (ЕМАФ – Германия) – 7 зал;
22 июня в 9.00  –  Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ фестиваля искусства и цифровой культуры  «Трансмедиале» (Германия) – 7 зал;
23 июня в 22.45 – Киноцентр на Красной Пресне:  программа лучших работ фестиваля экспериментального медиаискусства «Фривэйвз» (США) – 4 зал;

Круглый стол на тему: «Новая образность: расширяя границы кинематографа…» 
23 июня 15.00 (первая часть) и 17.00 (вторая часть) – Центр современной культуры «Гараж»;

Участники:
Энн Брей (США), директор и автор концепции фестиваля Freewave, художник и преподаватель, работает в области медиаискусства с середины семидесятых. В сфере ее интересов пересечение паблик- и медиаарта, социальные и эстетические и трансформации в искусстве с девяностых годов до настоящего времени. Энн Брей преподает современное искусство в Claremont Graduate University и University of Southern California. Собственные мультимедийные работы художницы выставляются в галереях по всему миру.
Джаспер Джаст (США-Дания), художник, лауреат множества международных премий. его персональные выставки проходили в: Кунстхалле (Австрия), СМАК (Бельгия); Витте де Вит (Нидерланды), Художественном музее Майами (США); Галерее Перри Рубенстайн (США), Музее Хаммера (США); Музее современного искусства (Стокгольм) и на многих других площадках. его работы находятся в крупнейших собраниях мира: Галерее Тейт (Великобритания), Национальном музее изящных искусств (Дания), Музее современного искусства (Люксембург) и многих других коллекциях.
Карина Караева (Россия). Живет и работает в Москве. Куратор, киновед. Заместитель начальника отдела кино и видеоарта в Государственном Центре современного искусства (Москва, Россия). Основные интересы видеоарт, экспериментальный кинематограф.
Даниил Лебедев (Россия), художник, дизайнер, продюсер, режиссер. В качестве теледизайнера и арт-директора сотрудничал с различными российскими телеканалами. Один из основателей художественной группы «Синий Суп», в составе которой участвовал в десятках кино- видео- фестивалях и выставках современного искусства по всему миру.
Виктор Мизиано (Россия), известный российский куратор и арт-критик, главный редактор «Художественного журнала». Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995, 2003, 2005 гг.
Кирилл Разлогов (Россия). Пограммный директор Московского Кинофестиваля,  директор Российского Института культурологии, кинокритик, киновед и культуролог. Автор и ведущий телевизионных программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту»
(2001—2002), «Культ кино» (с 2001 года по настоящее время).
Кирилл Серебренников (Россия) — известнейший российский театральный и кинорежиссер, обладатель премий Станиславского, «Теффи», «Триумф», «Чайка», и «Хрустальная Турандот», участник и обладатель наград самых престижных кинофестивалей, один из основателей и арт-директор фестиваля актуального искусства «Территория».
Берта Сихель (Испания), директор аудиовизуального департамента испанского Национального художественного музея Reina Sofia, который ставит своей целью пропаганду и развитие знаний в области модернистского и актуального искусства.
Ив Суссман (США), американская художница начала с выставки видео в Бронвайн Кенан Гэлери в Сохо в 1997. В 2004 она сняла знаменитые «89 секунд в Альказаре», завораживающий 10-минутный реэнактмент веласкесовских «Менин», которые стали одним из центральных событий Уитни Биеннале в том же году. Художница покорила мировую и московскую публику фильмом «Похищение сабинянок», оживляющим неоклассические полотна Давида и Пуссена.
Нина Фишер и Мароан эль Сани (Германия), художники, работают вместе с 1993 года. Их творчество охватывает различные жанры - они используют фотографию, кино- и видео-пленку. Участники многочисленных выставок по всему миру.
Янг Фудонг (Китай), художник. Его персональные выставки проходили в Музее Стеделик в Амстердаме (Stedelijk Museum, Amsterdam), в Венском Кунстхалле (Kunsthalle, Wien), а также в Музее Современного Искусства города Парижа (Musée d'Art Moderne de la Ville de Paris). Янг Фудонг участвовал в многочисленных кинофестивалях, а также принимал участие в 50 Венецианской Биеннале (2003).
Ольга Шишко (Россия). Искусствовед, куратор. Организатор международных событий, фестивалей и выставок, рассматривающих проблемы взаимодействия современной инновационной культуры и новых технологий, преподает спецкурс «Медиакультура» на факультете культурного менеджмента Высшей школы социальных и экономических наук (Москва). Учредитель и директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», куратор первого в России ресурсного центра по искусству новых технологий «Медиатека», директор «Медиа Форума» – официальной программы Московского Кинофестиваля.

Более полная информация на сайте: http://mediaforum.mediaartlab.ru/

Расписание


Открытие Медиа Форума 20 июня во дворе МуАра. Переводчица, Янг Фудонг, Ив Суссман, переводчик, Ольга Шишко и Давид Саркисян>

20 июня, суббота

20 июня в 19.00 – Музей архитектуры им. А.В. Щусева: открытие выставки Янга Фудонга (Китай) «К востоку от деревни Цюэ…».
20 июня в 19.00 – Музей архитектуры им. А.В. Щусева: открытие выставки «89 секунд в Альказаре».
20 июня в 22.00 – Кинотеатр «Художественный»: Ночь фестивалей;

21 июня, воскресенье

21 июня в 13.00 – Центр современной культуры «Гараж»: презентация работ Джеспера Джаста с комментариями художника (формат мастер-класса);
21 июня в 15.00 – Центр современной культуры «Гараж»: Мировая премьера видеоработы «Капель» Галины Мызниковой и Сергея Проворова (ПРОВМЫЗА), 2009
21 июня в 16.00 – Центр современной культуры «Гараж»: показ фильма «Восхождение» Нины Фишер и Мароана эль Сани (Германия) и презентация работ (формат мастер-класса);
21 июня в 19.00 – Киноцентр на Красной Пресне: ретроспектива работ Джеспера Джаста – 7 зал;
21 июня в 20.30 – Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ Японского фестиваля медиаискусства – 4 зал.
21 июня в 21.00 – Киноцентр на Красной Пресне: показ фильма Ив Суссман«Похищение сабинянок» – 7 зал;
21 июня в 22.30 – Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ Европейского Фестиваля медиаискусства (ЕМАФ – Германия) – 7 зал;

22 июня, понедельник

22 июня в 9.00 – Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ фестиваля искусства и цифровой культуры «Трансмедиале» (Германия) – 7 зал;
22 июня в 13.00 – Центр современной культуры «Гараж»: показ лучших работ из коллекции Центра искусств королевы Софии ;
22 июня в14.30 – Центр современной культуры «Гараж»: лекция Берты Сихель;
22 июня в 16.00 – Центр современной культуры «Гараж»: премьера первого эпизода «Белое на белом» и презентация проекта;
22 июня в 20.30 – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» Янга Фудонг (1-2 части) – 4 зал;
22 июня в 21.30 - показ конкурсной программы Х Медиа Форума – Киноцентр на Красной Пресне (7 зал)
22 июня в 22.00 – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» Янга Фудонг (3-4 части) – 4 зал;

<<В галерее “Ravenscourt” (Москва, Гагаринский пер., 35) выставка Ив Суссман – трехканальная инсталляция "Как истолковать будущее из прошлого. Версия 2" и фотографии Саймона Ли в рамках проекта «Белое на белом»>
23 июня, вторник.

23 июня прошло обсуждение темы «Новая образность: расширяя границы кинематографа…» в Центре современной культуры «Гараж». Участники: Карина Караева (Россия). Куратор, киновед. Заместитель начальника отдела кино и видеоарта в Государственном Центре современного искусства (Москва, Россия). Виктор Мизиано (Россия), известный российский куратор и арт-критик, главный редактор «Художественного журнала». Главный куратор российского павильона на Венецианской биеннале 1995, 2003, 2005 гг. (участвовал виртуально, видео посланием). Кирилл Разлогов (Россия). Пограммный директор Московского Кинофестиваля,  директор Российского Института культурологии, кинокритик, киновед и культуролог. Автор и ведущий телевизионных программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (с 2001 года по настоящее время). Кирилл Серебренников (Россия) — театральный и кинорежиссер, один из основателей и арт-директор фестиваля актуального искусства «Территория» (участвовал виртуально, видео посланием). 

Ольга Шишко (Россия). Искусствовед, куратор. Учредитель и директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», куратор первого в России ресурсного центра по искусству новых технологий «Медиатека», директор «Медиа Форума» – официальной программы Московского Кинофестиваля. Антонио Джеуза, куратор, историк видео арта. Константин Бохоров, куратор, историк искусства. Андрей Сильверстов, режиссер, программный директор клуба СинеФантом. Наум Клейман, директор Музея Кино. Александр Дурелайн, кинопродюсер. Сергей Медведев, кинокритик>
Не знаю, когда эта манера возведения президиумов при объявляемом формате круглого стола вернулась на арт сцену. Наверно одновременно с возвратом стремления в академики и член-коры РАХ... Ничего путного кроме пресс-конференций из говорений с длинным президиумом получиться не может. Тем более, когда участники даже терминологически не совпадают, не говоря уж о смыслах обсуждаемого. Говоря про кино или видео арт, каждый представлял себе свое. У Ольги Шишко проскакивали то искусство новых технологий, то медиа арт, то видео. Антонио Джеуза подчеркнул, что видео арт произошел от акционизма и перформанса, а Наум Клейман назвал его ребёнком кино. Припозднившийся Разлогов своим стебом про транс, переводчиков, бисексуалов и оборотней довел обсуждение почти до невменоза, правда веселого.  Самыми интересными оказались видео-выступления Кирилла Серебренникова и Виктора Мизиано и живое - Сергея Медведева. Серебренников справедливо заметил, что в этом году у выпускников лондонской RA большинство работ - фильмы, именно в той или иной степени нарративные линейные фильмы, а Медведев отметил и встречный процесс, что, похоже, киношный арт-хаус присматривается к грантово-галерейно-музейному бытованию видео художников. Добавлю от себя, что уже сравнительно давно в серьезные музейные экспозиции включаются видео инсталляции, в которых демонстрируется кино. А художники делают видео работы в двух версиях: линейной, чтоб показать в кинозалах, и для инсталляций из нескольких проекций (об этом так же говорил Медведев). И киношники и художники сегодня делают свои фильмы очень близкими, а иногда и одинаковыми технологиями. Так что и обсуждать-то особенно нечего - присоединяюсь к Серебренникову - искусство или нет  - вот единственный вопрос (в его версии, правда, - есть мысль или нет). На него можно отвечать тупо: попало в музейное пространство - значит искусство. При этом  можно и нужно обсуждать проблемы экспертного сообщества, которое разъедает ржа коммерции, и оно повадилось раскручивать что попало методом прогона по музейным выставкам. И вместе с заказчиками галеристами-дилерами-коллекционерами вгоняет и себя и искусство в глубокий кризис. Собственно, об этом кризисе и сказал Виктор Мизиано, когда слегка переиначил метафору Вирильо, говорившего о двух калеках: кино и тв, опирающихся друг на друга, чтоб удержаться на ногах, назвав, применительно к теме круглого стола,  двумя калеками современное медиа  искусство и кино, так же цепляющимися друг за друга, чтоб устоять. Также бесспорно представление Мизиано о "пульсирующем" характере взаимодействия новых видов искусства с существующими: на определенном этапе требуется дифференциация, самоопределение, но на другом возникает потребность ассимиляции без акцентирования особенностей. Добавлю от себя, что для медиа арта - именно медиа, а не видео, так как последнее сужает и архаизирует область искусства новых технологий - сейчас очевидно второй этап. Думаю, что говорить о "расширении границ кинематографа"  было предложено в виду интегрированности Форума в Кинофестиваль. Результатом обсуждения, хоть и с некоторой натяжкой, но можно считать переформулирование темы на что-нибудь вроде конвергенции в области искусства экранных технологий.  Ю.П.>
23 июня в 18.00 – Киноцентр на Красной Пресне: программа видеоработ «Вот так мы идем по луне» Йоханы Биллинг (Швеция) – 7 зал; 
23 июня в 19.00 – Центр современной культуры «Гараж»: лекция и показ короткометражных работ Янга Фудонга (Китай);
23 июня в 20.00 – Киноцентр на Красной Пресне: ретроспектива работ Джеспера Джаста – 7 зал;
23 июня в 21.00 – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» Янга Фудонг (5 часть) – 4 зал;
23 июня в 22.30 - показ конкурсной программы Х Медиа Форума – Киноцентр на Красной Пресне (7 зал)
23 июня в 22.45 – Киноцентр на Красной Пресне: программа лучших работ фестиваля экспериментального медиаискусства «Фривэйвз» (США) – 4 зал;

24 июня, среда


24 июня в 18.00 – Киноцентр на Красной Пресне: «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» Янга Фудонг (5 часть) – 7 зал;
24 июня в 20.30 – Киноцентр на Красной Пресне: церемония награждения призеров Х Медиа Форума, по окончании мультимедийный перформанс "Rheo" Риочи Куракавы (Япония);

Адреса площадок:
Киноцентр на Красной Пресне: Дружинниковская, 15 Тел.: (499) 255-96-92, (495) 605-73-06

Кинотеатр «Художественный»: Арбатская пл., 14 Тел.: (495) 291-55-98

Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева (МУАР): Воздвиженка, 5/25 Тел.: (495) 291-21-09

Центр современной культуры «Гараж»: Образцова, 19а Тел.:(495) 645-05-20

Ravenscourt galleries:
Гагаринский пер., 35 Тел.: (495) 221-22-18>

ПОБЕДИТЕЛИ 2008:

I место

Илья Пермяков
Впериваясь (2007, Россия) – 4`17``
Кандидат философских наук, художник, поэт, видео режиссер родился в Волгограде, но сейчас живет в Москве, с 2004 года курирует Международный фестиваль аудиовизуальных искусств «Видеология» в Волгограде. В 2005 году в составе группы «Videologia» организовал видео инсталляцию «Реставрация», проецируя хроники Великой отечественной войны на фасад музея-панорамы «Сталинградской битвы» и сопровождая показ живым музыкальным аккомпанементом струнного квартета.
Пребывание в сети, пользование ею и присвоение ее образов - это константа искусства, а не только инновация эпохи цифровых медиа технологий. Работа «ВПЕРИВАЯСЬ» сплавляет различные формы сетевой зависимости человека: от систем внешней и внутренней телесности до волокон языка, сплетенных в стихотворение; от ритуалов, создающих иерархию и распределяющих роли, до интегративных аудио-визуальных образов. Фильм добавляет к этому набору специально изобретенный сетевой монтаж. По четко выверенному хронометражу каждый движущийся в работе образ нащупывает предшествующий кадр, сопрягается с ним, сводит его на нет, но, не успев освободиться от зависимости, тут же ввязывается в новый образный узел и постепенно поглощается им.

II место

Галина Мызникова, Сергей Проворов / Provmyza
Скользкая гора, Россия, 2006 - 6'00''
С 1993 года российские художники создали большое количество проектов, демонстрирующих широту их интересов и склонность к творческому эксперименту. Среди них более 20 экспериментальных фильмов и видеоинсталляций, принявших участие в многочисленных международных выставках и фестивалях, таких как Роттердамский кинофестиваль, фестивали в Оберхаузене, Клермон-Ферране, Гамбурге, Милане, Монреале и т.д. Многие видеоработы получили награды и стали частью коллекций. В 2005 году художники представили инновационный проект "Idiot Wind" на 51 Венецианском биеннале.
Зрелище экстремального перформанса «Скользкая гора» напомнит любопытному зрителю и об ужасе пережитых снов, где приходилось карабкаться и скользить по крутому склону, и о наказании мифического Сизифа. Актуальное искусство как раз и есть та самая потенциально полезная работа, результаты которой бесполезны в рамках существующего общества, а сам труд - бесконечен. Но, как говорил Камю, одной борьбы за вершину достаточно, чтобы заполнить сердце человека надеждой.


III место

В этом году не присуждалось.

Специальное упоминание жюри

Александра Дементьева
Чат (Бельгия, 2006) - 6` 59``
Художницу Александру Дементьеву больше всего интересует применение социальной психологии в мультимедийных интерактивных инсталляциях и их восприятие. В ее видеоработах совмещаются различные элементы, например, бихевиоризм и использование субъективной камеры в качестве повествователя.
В своих проектах интерактивных инсталляций Александра стремится расширить возможности человеческого восприятия с помощью различных технических средств: компьютера, видеопроектора, звукозаписи, слайдов, фотографий и т.д. Ее произведения исследуют глубину опыта зрительского восприятия и взаимодействие каждого отдельного зрителя с самой инсталляцией и другими посетителями экспозиции. Выставленный объект или технические средства, с помощью которых он был создан, менее важны для художницы, чем сознание их пользователя. Таким образом, зритель становится центральным героем проекта или исполнителем главной роли перформанса.
В «Чате» границы между реальностью и воображением теряют смысл своего существования. По своей природе цифровые технологии являются идеальной точкой проникновения в это промежуточное состояние. Героиню фильма все больше затягивает звуковая среда, оттесняющая образы повседневности и в конце концов полностью замещающая их собой.


Альдо Джаннотти
Путешествие-перемотка (2005, Италия/Австрия) - 10`00
Альдо Джаннотти - видео-художник, живет и работает в Вене. Он учился в Академии художеств Каррары (Италия), Умблдоне (Великобритания) и Мюнхене (Германия) и работает с различными техниками: инсталляция, видео, фотография. Основные выставки проходили в «artlab» «Galerie Hilder» (Вена), венских «Кунстлерхаусе», «Кунстхалле», собрание «Эссл», на «Ortstermine 2006», (Мюнхен), в «Кунстхалле Николай» (Копенгаген).
Главный герой работы Альдо Джаннотти – странный космонавт. С одной стороны, он представляет собой футуристический символ технического прогресса и вечного стремления человечества к освоению неосвоенного и познанию непознанного. С другой стороны, космонавт одет в старомодный скафандр времен первых космических полетов а-ля спутник 1957 года. Похоже, что он надолго застрял в космосе и только теперь смог вернуться на Землю, чтобы изучить современных людей. Он наблюдает за городскими пижонами и сумасшедшим темпом жизни мегаполиса, бродит по грязным промышленным районам, наконец, отдыхает на лоне природы. В своем путешествии он кажется совершенно одиноким и оторванным от какого бы то ни было общения, словно движется в ином временном измерении. Эта деформация времени и пространства подчеркнута электронной музыкой, как будто состоящей из наложенных друг на друга искаженных фрагментов и обрывков.


Группа "Монохром"
Пенящийся край бездны (2007, Австрия) – 4`00``
«Монохром» - группа художников и философов, живущих в Вене, мешающих протоэстетику фринджа, наглость поп-культуры, субкультурную науку, смыслы, вырванные из контекста и элементы политического активизма. Цели группы реализуются во всем, но прежде всего, в культурно-археологических раскопках в местах дислокации и в карманах индустрии развлечений. Монохром существует в этой и практически всех остальных формах с 1993 года. Их короткометражный фильм «Пенящийся край бездны» рассказывает о мертвых и живых медиа.

Победители 2007>

<Медиа Форум 2008:
@NB: "Мы пользователи - Мы пользователи?". Медиа Форум 2008. Наталья Абалакова>
<<"Мы пользователи - Мы пользователи?"
. Медиа Форум 2008. Наталья Абалакова. И стория вопроса. Как мы нынче существуем в сети. Содержание  92 чемоданов Тульса Люпера: Между Платоном и Анаксагором via Жан-Люк Годар.  Победители 9-го Медиа-Форума 2008 года: 1 место - Илья Пермяков, Впериваясь (2007, Россия) – 4`17``; 2 место - Галина Мызникова, Сергей Проворов / Provmyza, Скользкая гора, Россия, 2006 - 6'00''>

<Медиа Форум 2007:
<Медиа Форум 2006:
<Медиа Форум 2003:

TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO