ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

МАН с Людмилой Новиковой. Выпуск #25. 27 июня 2011.
Московская арт неделя.

Конец июня: видеоарт Медиа Форума, живопись нонконформистов и фотографии Игоря Палмина.
В ММСИ в Ермолаевском пер. – «Расширенное кино». Часть 1.
Если в начале XX века «важнейшим из искусств» для нас являлося кино, то в начале XXI в «важнейшее из искусств» превратился видеоарт. Кстати, ленинская цитата продолжается так: «Важнейшим из искусств для нас является кино, до тех пор, пока большая часть населения России неграмотна». А так как большая часть населения нашего отечества до сих пор может считаться неграмотной (имеется в виду современное искусство), то все сходится. И Владимир Ильич снова актуален.
Одним словом, в Ермолаевском переулке - роскошная выставка видеоарта – часть первая. Выставка проходит в рамках двенадцатого «Медиа Форума» Московского Кинофестиваля, тридцать третьего по счету.
Ольга Шишко, основательница Меди Форума, его бессменный директор и куратор выставочных проектов, этот проект посвятила смежной кино- и видеоарт-эстетике. «Мы хотели показать, как развивается диалог между видеоартом и кинематографом, какими путями идут художники икак они по-разному работают с технологиями. Все это - предмет анализа и обсуждения художников, режиссеров, арт- и кинокритиков». Работы, которые здесь представлены (их 24), выполнены в течение последних трех лет. «Здесь правда нет интерактива – это будет наш следующий шаг», - говорит Ольга.
Каждый этаж музея отдан определенной теме, и как рекомендует куратор, «лучше начинать осмотр с первого этажа, (реально второго), а не с последнего, как это обычно делается».

Первый этаж экспозиции посвящен памяти и символическим путешествиям. Тема обозначена так: «Пространства памяти/Искаженная субъективность». Здесь можно задержаться надолго, хотя реально произведений не много. В двух ключевых - «Дом» Дуга Айткенда и «Подъем и падение» Фионы Тан героями являются старики. У Айткинда – его родители. (Просто сидят и смотрят друг на друга, пока рушится дом). У Фионы Тан (индонезийки, живущей в Голландии, на прошлой Венецианской биеннале она представляла национальный павильон Нидерландов) – пожилая женщина и ее воспоминания. В двухканальной инсталляции на одном экране – она, на другом - картины ее юности. Много воды. Вода течет. Вода притягивает. Вода манит. Вода - символ исчезновения: желаний, времени, жизни.

Темой второго этажа стал язык, а точнее «Язык/ текст/звук и движущийся образ / Поэтика языка и пространства». В этом пространстве работают многие известные художники: американец Гарри Хилл, албанский француз Анри Сала, отечественные Евгений Юфит, Юрий Альберт, художники «Тотарта»,. «Искусство не для того, чтобы на него смотреть, а для того, чтобы на него думать» - эта цитата из Юрия Альберта – эпиграф этажа. Его инсталляция «Картины» представляет как бы кинозал (художник попросил поставить побольше стульев), где вместо экрана бежит строка с текстами об античной живописи. («Картины» Филострата Старшего - описание живописи эллинистического и римского периодов, живописи утраченной). Читай и представляй – все зависит от воображения! Известный московской публике Гарри Хилл (помните, его роскошный проект прошлогоднего Меди Форума в GMG галерее?) снял Изабель Юпер. (Два проекта). Две камеры (сверху и снизу) фиксируют состояние актрисы. Оказывается ничего не делать, не говорить, не двигаться нелегко. В кадре она раздражатся, смущается, кокетничает… Наконец, Изабель Юпер привыкает к своему состоянию, расслабляется и… радуется. Видео Анри Сала «Ответь мне» - диалог барабана и голоса, диалог мужчины и женщины, где звуки понятнее слов, а взгляды дороже текстов. Вполне в духе психотерапевтических практик! Евгений Юфит и Юрий Календарев сделали фильм наоборот. Сначала Календарев сочинил 30-минутный саундрек. (Здесь смешаны разные звуки – от шелеста волн реки Арно, до ударов человеческого сердца. Закройте глаза и прокрутите любую историю). Затем, Юфит положил на саундтрек изображение. (В традиционном кинематографе сначала снимается изображение, потом накладывается звук).

Третий этаж рефлексирует на социум. Его тема - «Видеоискусство — слепок с реальности/ «Третье кино». Рефлексирует Аймагуль Менлинбаева («Молоко для ягнят» 2010 года), гениальная перформансистка, со своим нарочито псевдодокументальным кино. (Она работает с наследием кочевенной, шаманской культуры. Для нее важна ее казахская идентичность. «Когда я одеваюсь в казахскую национальную одежду, я освобождаюсь изнутри»). Рефлексирует и Таус Махачева (Россия, Дагестан). В ее видео человек надевает на себя овечью шкуру, чтобы пробраться в стадо овец. Отара – социум, человек – чужак, туда проникающий. Рефлексирует на социум и знаменитый кинематографист-профессионал Харун Фароки. Режиссер, снявший более 90 фильмов хорошо известный в киносреде, в какой-то момент отказался от производства кино, даже документального, даже арт-хаусного и занялся видеоартом. Его видео «Пир или полет» монтирует образы мужских киносуицидов.

Замыкают экспозицию (последний этаж) «новые герои», что и является темой этажа («Симулированная реальность… Новые герои»). Здесь тоже персонажи известные: канадец Арев Манукян, немец Борис Элдагсен, наши «Провмыза» и Виктор Алимпиев. «Подснежник» Галины Мызниковой и Сергея Проворова уносит нас в бесконечное белоснежное пространство с неожиданным вертолетом. Здесь все зыбко и переменчиво: реальное – нереальное, временное – вневременное, искусственное - живое. Замечательна, как всегда работа Виктор Алимпиев. Его нежнейшие музыкальные композиции создают особое пространство между картинкой и зрителем. В инсталляции «Вот» группа французских актеров исполняет вокализ, состоящий из одних гласных звуков. В какой-то момент голоса синхронизуются
и звучат согласно и невероятно поэтично.
«Для меня видеоарт - это настоящая поэзия, в отличие от нарротивной литературы кино», - говорит Ольга Шишко. Для меня главное в нем не философия, а дыры в логике». Дыры в логике – это хорошо. В этом есть смысл. Есть вызов.
По 3 июля
В ЦСК «Гараж» - «Расширенное кино». Часть 2.
Как видно из названия, вторая часть выставочного проекта расположилась в «Гараже». Здесь публике представлено всего три видеоработы: «Пятая ночь» Яна Фудуна, «Благовещание» Эйя Лиизы Ахтилы и «Дерек» Айзека Джулиана.
Модный китайский художник Ян Фудун знаком московской публике. Его самая известная работа «Семь интеллектуалов в бамбуковом лесу» была показана в рамках прошлогоднего Медиа Форума. Его же «Пятая ночь» - мировая премьера. Художник, окончивший шанхайский университет, работает с темой прошлого- будущего в стилистике «синема нуар» и немного «треш». «Пятая ночь» - кино, про ночной Шанхай, кино, синхронно идущее сразу на семи (!) экранах. Ян Фудун снимает одновременно тремя камерами: одной камерой - пейзаж, второй – движущееся пространство, фон, объем, третей камерой – детали. Все три проекции он совмещает в одной композиции, не прибегая ни к компьютерным, ни к 3D эффектам. Черно-белое изображение, зыбкие тени, мерцающий свет, как бы «потертая», как бы «винтажная» пленка – все медитативно, эстетски. Удивительно правильно художник погружает зрителя в свое многоголосье и многоглазье.

Эйя Лииза Ахтила, финская художница, одна из первых начала работать с большими видеоинсталляциями. Она считает, что зрителю не должно быть уютно в пространстве видеоарта и как правило, проецирует свое кино сразу на несколько плоскостей. (Что действительно нелегко смотреть и слушать). «Благовещание» (33 минуты) идет одновременно на трех большеформатных экранах, окружающих зрителя с трех сторон. «Благовещание» – история о том, как снимается любительский спектакль. История о чуде. Эйю Лиизу Ахтилу интересуют переходные, пограничные состояния сознания. Порог нормальности и ненормальности для нее неочевиден. Также неочевидна для нее граница обыденного и чудесного. Нелинеарный язык ее видео очень и очень хорош. Зритель моментально попадает под обаяние ее инсталляций.

У британца Айзека Джулиана печальная гомосексуальная история. (Джулиан известен арт-миру прежде всего как кинематографист, призер серьезных европейских фестивалей, в том числе и Каннского. Его видеоинсталляцию «Дерек», длящуюся целых 76 минут, надо смотреть как документальный фильм). Проект «Дерек» посвящен жизни и творчеству Дерека Джармена, известного режиссера, художника, а также друга и соратника автора. Он умер от СПИДа в 1994 году, а в 2008 был снят «Дерек», составленный из интервью и фрагментов работ Джармена. Все три инсталляции части второй вызывают сильную эмоциональную реакцию. Вне зависимости от того, какие у вас имеются предпочтения.
До 18 августа
В фонде культуры «Екатерина» - «К вывозу из СССР разрешено...» и выставка Игоря Пальмина «Past Perfect».
Новому поколению трудно объяснить, почему искусство нон-конформистов когда-то запрещали. Тем более, что к вывозу из Советского Союза оно было разрешено, как не имеющее художественной ценности. Такой штамп ставило Министерства культуры СССР. И это означало, что его, искусство, можно было везти на все четыре стороны. Трудно объяснить все это молодому поколению. Для них русские авангардисты - старшие товарищи, Париж и Лондон досягаемы в любое время суток. У нон-конформистов было не так. Малевич, Ларионов, Кандинский были не товарищами, даже не учителями – богами, а Париж, Нью-Йорк или Лондон – мечтой, к которой шли.
Выставка «К вывозу из СССР разрешено...» составлена из произведений частных коллекций (в основном это собрание Семенихиных) и дает полную, почти музейную картину того периода (1956 – 1988). Здесь есть все – и лионозовцы, и кинетисты, и абстракционисты, и сюрреалисты, и концептуалисты. Одним словом – от Рабина и Кропивницкого до Кабакова и Булатова, через Зверева, Яковлева, Нусберга, Инфанте... Александра Харитонова, куратор выставки, говорит, что «С одной стороны, хотелось сохранить историческую, хронологическую составляющую. А с другой стороны, очень тяжело было совмещать всех этих авторов на одной стене, в одном пространстве, поскольку они совершенно разные и часто друг другу противоречат. Поэтому мы пытались объединить их еще и стилистически». Действительно, трудно совместить мрачные бараки Рабина с абстракциями Немухина и Мастерковой, хотя формально все они относятся к одной лианозовской группе. Не легче и с метафизиками – Плавинским, Краснопевцев, Вейсбергом. Даже нашим поп-артистам Рогинскому, Турецкому и Гороховскому не просто висеть на одной стене. А уж сюрреалистам Целкову, Ситникову и Вечтомову еще сложнее. Но в результате все сложилось.
 Обширная, (150 работ) выставка вполне по-европейски вместилась в не очень простое галерейное пространство. Как любая выставка, составленная не из хрестоматийных музейных произведений, а произведений частных коллекций, имеет свои сюрпризы. Как неожиданно, например, «Половодье в Тарусе» 1963 года Дмитрия Плавинского – прозрачное, невероятно живое. (Что бы было, если Плавинский пошел этим путем?). А морандиевский «Натюрморт со шляпой и тростью» 50-х годов Дмитрия Краснопевцева? А «Портрет Ани Блиновой» Владимира Вейсберга, такой романтически-фальковский?

Вторую часть выставки, вернее вторую выставку «Past Perfect» составляют фоторепортажи Игоря Пальмина, пожалуй лучшего фотохудожника той эпохи: портреты, мастеские, вернисажи, эмиграция... «Время Past Perfect употребляется для выражения действия, которое закончилось к определенному моменту в прошлом»… Действие закончилось. Время закончилось. Все в прошлом. Если бы не гениальный летописец Past Perfect Игорь Пальмин – он не дает забыть.
«К вывозу из СССР разрешено...» - до 2 октября
«Игорь Пальмин. Past Perfect» - до 10 сентября

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #24>
МАН (Московская арт неделя. 20 июня 2011 Середина июня: световые эксперименты Джеймса Таррелла, еврейский театр Бориса Аронсона, живопись Веры Преображенской>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #23>
МАН (Московская арт неделя. 9 июня 2011 Начало июня: Шедевры ХХ века из Валенсии, «Frame Break» Наташи Смолянской и узбеки в «Инжире»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #22>
МАН (Московская арт неделя. 29 мая 2011 Конец мая: «Бедное искусство» из Castello di Rivoli, Маша Чуйкова с «Рыбным заказом» и Лиза Плавинская с «Розами и Азорами»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #21>
МАН (Московская арт неделя. 15 мая 2011 Середина мая на ВИНЗАВОДе: Ирина Штейнберг, Василий Цаголов, Таня Пёникер>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #20>
МАН (Московская арт неделя. 5 мая 2011 Альтернативная мода до прихода глянца в Гараже, и революционное искусство на ВИНЗАВОДе>

МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #19>
МАН (Московская арт неделя. 28 апреля 2011 Конец апреля: Нью-Йорк в «Гараже», Юрий Злотников в ММСИ и космическая одиссея на Фабрике>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #18>
МАН (Московская арт неделя. 11 апреля 2011 Выставки начала апреля: на Винзаводе science art, Павел Полянский и Анна Титова, в Руине – Алексей Народицкий и Павел Челищев – на Рублевке>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #17>
МАН (Московская арт неделя. 2 апреля 2011 Информационно- насыщенные выставки конца марта - начала апреля: лауреаты «Инновации», испанцы, русский авангард, ярмарка графических искусств>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #16>
МАН (Московская арт неделя. 27 марта 2011 Новые выставки на ВИНЗАВОДе: фотографии Сергея Браткова, Рене Эфенди, Даши Ястребовой и еще много коллажей и объектов>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #15>
МАН (Московская арт неделя. 19 марта 2011 Середина марта: Елена Китаева в «Stella Art Foundation, открытие фестиваля «Мода и стиль в фотографии», «Куба в революции» в «Гараже», Евгений Антуфев в «White gallery», Георгий Кизевальтер в ММСИ>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #14>
МАН (Московская арт неделя. 11 марта 2011 Начало марта получилось нескучное: «Фантомные монументы» в «Гараже», Ростан Тавасиев в галерее «Айдан» и питерские художники в «Экспо -88»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #13
Блиц-выставки февраля-начала марта: Ольга Солдатова в VP-Studio, Витас Стасюнас в ГЦСИ, Борис Булгаков в «Розе Азора» и «Книга Букв» в М”АРСе
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #12 17 февраля 2011>
В феврале смотрим: цифровое искусство в «Гараже» и венцев в Фонде Общества поощрения художеств, а также Бориса Матросова в «GMG» и Андрея Волкова в «А3»>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #11. 10 февраля 2011>
Февраль стартовал новой серией выставок на Винзаводе>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #10. 31 января 2011>
Долгие-долгие зимние каникулы закончились. Первые выставки интересны вовсе не потому, что они первые после длинной паузы>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #9. 30 декабря 2010>
Несколько симпатичных мест, куда можно отправиться в зимние каникулы: посмотреть, купить, поесть, выпить>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #8. 22 декабря 2010>
Не пропустите самые яркие выставки конца декабря - в прямом и переносном смысле>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #7. 15 декабря 2010>
Декабрьские выставки в ЦСИ Винзавод: Павел Кузнецов, Сергей Леонтьев, Ирина Корина и Саша Фролова>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #6. 5 декабря 2010>
Вернисажи конца ноября – начала декабря весьма разнообразны. Выбирай на вкус!>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #5. 20 ноября 2010>
Лучшие выставки этой недели совершено не похожи друг на друга. В этом - главная интрига>
МАН (Московская арт неделя) с Людмилой Новиковой. Выпуск #4. 9 ноября 2010>
Под знаком Скорпиона открылись лучшие выставки последних двух недель. Может быть, для кого-то они не самые лучшие, но самые страстные – это точно>
Почти все главные арт-события прошедшей недели имеют сильный интерьерно-архитектурный акцент. Новая тенденция? Людмила Новикова. Выпуск #3
"Новый декор" в Гараже, «Выдуманный дом» Игоря Шелковского в МуАре, «Vasistas» Витаса Стасюнаса в VP Studio, «Поле действия. Московская концептуальная школа и ее контекст. 70-80-е годы ХХ века» в Фонде "Екатерина". Людмила Новикова. Выпуск #3. 26 октября 2010>

Лучшие выставки недели. Людмила Новикова. Выпуск #2. Лучшие выставки недели. Выбор широк: от нового музея МАММ до деревенских вернисажей на Рублевке. Людмила Новикова. Выпуск #2. 19 октября 2010>

Осенний сезон на Винзаводе открылся. Людмила Новикова. Выпуск #1>
Осенний сезон на Винзаводе открылся. Некоторых звездных персонажей мы видим впервые. Людмила Новикова. Выпуск #1. 12 октября 2010>

 TopList

© 1994-2017 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO