ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ
 
Двоесловие/ Диалог.  Храм мученицы Татианы при МГУ. 31 мая - 14 июня 2010 года.

<из проекта Владимира Куприянова "Русская античность. Страшный суд". Посмотрите как этот мощный проект выглядел на Сингапурской биеннале 2006 года>

Фоторепортаж с открытия>

Выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог» проходила с 31 мая по 14 июня 2010 года в актовом зале храма святой Татианы при Московском университете. Самая полная подборка материалов о выставке в блоге Гора Чахала>
На открытие собралось так много представителей московской арт сцены, что никаких сомнений в долгожданности такого рода выставки быть не может.  Но не только со стороны арт сообщества, но и с церковной - духовенства было поменьше, чем привычной вернисажной публики, но зато все они внимательно рассматривали работы, читали пространные экспликации к ним.  Настоятель храма о. Максим Козлов  и кураторы Гор Чахал и Андрей Филиппов и до и после официального открытия непрерывно давали интервью - представителей сми было не меньше, чем на крупных выставках. Конечно давно известно, что не в размерах выставки дело, и не в новизне работ - здесь кроме инсталляции Звездочетова предъявлены уже знакомые в арт среде работы. Так в чем же дело? Банальный, очевидный ответ - в актуальности коллективного высказывания, которое тоже не мудрёно, но и не коньюнктурно - тут уж кураторская заслуга, известно сколь выстрадана эта выставка Гором и Андреем. Атмосфера благорасположенности стала частью экспозиции и вернисажного вечера и основой для дальнейшего диалога. Ю.П.
<Гор Чахал>
Фоторепортаж с открытия>
4 июня, в пятницу, в 19:30 в храме святой мученицы Татианы при МГУ в рамках программы выставки «Двоесловие/Диалог» состоялся круглый стол на тему «Церковь и искусство: возможен ли диалог?».
Отец Максим: "чтоб в культурной сокровищнице было меньше медяков, надо туда подкладывать золотые гульдены... это <работы художников собранные на выставку> мне показалось, по меньшей мере, не фальшивкой" - видео от "Сноба">
Во время дискуссии выступали: настоятель храма мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов; настоятель храма Покрова Богородицы в Филях протоиерей Борис Михайлов; клирик Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш); ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин; руководитель галереи «Феофания» Константин Бенедиктов; участники выставки «Двоесловие/Диалог» художники Гор Чахал, Андрей Филиппов, Дмитрий Врубель, Владимир Куприянов, Татьяна Баданина; искусствовед Роман Багдасаров; обозреватель журнала «Фома» Алексей Соколов; художник Юрий Шабельников. Вела круглый стол главный редактор интернет-издания «Татьянин день» Ксения Лученко.
Стенограмма>
"Двоесловие/ Диалог".  Храм мученицы Татианы при МГУ. 31 мая - 14 июня 2010 года. Авторы идеи: диакон Феодор Котрелёв и Гор Чахал/ Кураторы проекта: диакон Феодор Котрелёв, Андрей Филиппов, Гор Чахал. Участники выставки: Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочётов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Патконен), Андрей Филиппов, Гор Чахал. Проект осуществлён при участии Stella Art Foundation>
<из проекта Владимира Куприянова "Русская античность. Страшный суд". Посмотрите как этот мощный проект выглядел на Сингапурской биеннале 2006 года>
4 июня  в храме святой мученицы Татианы при МГУ в рамках программы выставки «Двоесловие/Диалог» состоялся круглый стол на тему «Церковь и искусство: возможен ли диалог?».
Волна критики накатила на выставку «Двоесловие/Диалог» не сразу. Первые дни после открытия принесли «хорошую прессу»: все качественные СМИ («Ведомости», «Коммерсант», «Независимая», ряд интернет-изданий) опубликовали вдумчивые доброжелательные рецензии. Потом в блогах и на форумах началось брюзжание, по нарастающей превратившееся в критический шквал. Арт-общественность и православная общественность оказались схожи в одном: суть претензий по преимуществу не относилась к содержанию и качеству работ, а связана с выставкой как социальным фактом. Одни ругаются: «негоже перед попами заискивать», другие твердят про «кощунство» и «святотатство». Куратор выставки Гор Чахал в своём блоге отслеживает практически все публикации>
На вопросы "Русского обозревателя" по поводу выставки «Двоесловие/Диалог» ответили известные православные и общественные деятели России>
О. Петр (Мещеринов) о травле О. Максима (Козлова).
Проблема эта заключается в том, что для многих православных Церковь – это не вселенская Христова истина, не продолжение дела Христова на земле, а не более чем субкультура вполне определённого этнографического и историко-идеологического содержания. Эта узкая, душная и замкнутая субкультура многими принимается за православие, но на деле ничего общего с подлинной Традицией Церкви не имеет, а лишь спекулирует на ней. Образ православия в субкультурном преломлении: «православный – это тот, который хочет, чтобы постились другие». Образ настоящего, подлинного православного: это христианин, через которого в мир изливается любовь, жертвенность, мудрость и человеколюбие Христово.
"Должен сказать, я был поражен статьей о. Тихона (Шевкунова). Мы так надеялись на его понимание! Его авторитетное мнение вполне могло бы перевесить чашу весов возникшей острой полемики на нашу сторону. Погасить её накал. Ведь на вернисаж он пришел по своему желанию (о. Всеволод Чаплин, например, отказался сразу). Говорить вступительную речь на открытии выставки - это значит брать на себя ответственность за нее. И, надо признать, умилялся о. Тихон не только несуществующим работам на выставке (картина Врубеля и Тимовеевой о хохочущих подростках), но работам, действительно выставлявшимся там. Я откровенно был шокирован тем, что люди такого уровня могут быть столь непоследовательными! Прямо византизм какой-то! И, напротив, искренне восхищен о. Всеволодом Чаплиным, верному своей позиции вне зависимости от изменения внешней ситуации. Это пастырь!" <Гор Чахал>
Взвешенная и убедительная статья Ирины Кулик в газете "Культура" 9 июня 2010.
На вопросы "Русского обозревателя" по поводу выставки «Двоесловие/Диалог» ответили известные православные и общественные деятели России>
О. Петр (Мещеринов) о травле О. Максима (Козлова).
Проблема эта заключается в том, что для многих православных Церковь – это не вселенская Христова истина, не продолжение дела Христова на земле, а не более чем субкультура вполне определённого этнографического и историко-идеологического содержания. Эта узкая, душная и замкнутая субкультура многими принимается за православие, но на деле ничего общего с подлинной Традицией Церкви не имеет, а лишь спекулирует на ней. Образ православия в субкультурном преломлении: «православный – это тот, который хочет, чтобы постились другие». Образ настоящего, подлинного православного: это христианин, через которого в мир изливается любовь, жертвенность, мудрость и человеколюбие Христово.
Выставку делали люди, так или иначе уязвленные Евангелием Христовым. Церковь распахнула перед ними дверь притвора храма. Но оказалось, что в субкультуру этот подлинно традиционный церковный миссионерский жест не вмещается. Субкультура страшно возмутилась – но это на самом деле хорошо. Очевидным сделалось то, что перед нами с великой остротой стоит дилемма, о которой нужно со всею серьёзностью говорить и её решать: или мы задушим живую церковную жизнь, уйдём в маргинальное гетто, окончательно настроим против себя здоровые силы российского общества и похороним миссионерские инициативы Патриарха Кирилла – или частным мнениям (которые, разумеется, никому не возбраняется иметь) будет придано значение именно частных мнений, а не голоса Церкви.
Субкультура, выступающая от имени всего Православия – вещь недопустимая, да и очень уж большой жертвы требующая. Она лишает нас, нашу Русскую Православную Церковь, к которой мы принадлежим, которой живём и которую все любим, единства в любви Христовой. И вот о чём я предложил бы подумать «ревнителям православия», вместо того, чтобы оцеживать «эстетических комаров» и воевать с химерами.
Волна критики накатила на выставку «Двоесловие/Диалог» не сразу. Первые дни после открытия принесли «хорошую прессу»: все качественные СМИ («Ведомости», «Коммерсант», «Независимая», ряд интернет-изданий) опубликовали вдумчивые доброжелательные рецензии. Потом в блогах и на форумах началось брюзжание, по нарастающей превратившееся в критический шквал. Арт-общественность и православная общественность оказались схожи в одном: суть претензий по преимуществу не относилась к содержанию и качеству работ, а связана с выставкой как социальным фактом. Одни ругаются: «негоже перед попами заискивать», другие твердят про «кощунство» и «святотатство». Куратор выставки Гор Чахал в своём блоге отслеживает практически все публикации>
"Ведомости" - Вечные ценности: в двух словах>
Радикалы обеих сторон <церкви и современного искусcтва> прогнозируемо не приняли выставку:
Антимодернизм.ру  - "...На выставке представлены «работы» ряда участников кощунственной выставки «Осторожно, религия»: Константина Звездочетова, представившего издевательскую инсталляцию – лубочный храм, возвышающийся на горе из свежих яблок, Андрея Филиппова, группы «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев), Александра Сигутина, журналиста Никиты Алексеева, активно защищавшего богохульство от православных христиан."
Андрей Ерофеев (Грани.ру) -  "... к сожалению, <> это фиаско. Потому что мы возвращаемся к типу «выставок в фойе», которые расцвели в свое время в поздний брежневский период, когда художников приглашали как детей малых, графоманов-дилетантов – так, повисеть чуть-чуть на входе... просто повесили картинки какие-то случайные, какие нашлись под рукой, в фойе. Мне кажется, такой тип отношений непродуктивен. Более того, он как-то дискредитирует движение современного искусства. Это все равно что провести полную литургию в передней какого-то частного дома".
Коммерсант.ру - "Диалог с церковью — это смелый шаг со стороны организаторов, ведь над их коллегами, кураторами выставки "Запретное искусство" Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым до сих пор идет суд, их обвиняют в разжигании национальной и религиозной вражды. Выставка "Двоесловие/Диалог" — это перемирие на нейтральной территории, в университетском храме, который изначально был театром, затем храмом, в советское время был вновь переделан в театр, а в 90-е был передан церкви."
Ведомости, "Cмиренные яблочки", Ольга Кабанова - "Все работы, кроме звездочетовской, на выставке не новые. Но так Чахал хотел «показать, что в то время, когда общество раздирали скандальные выставки, в Москве шла нормальная художественная жизнь». «Двоесловие/Диалог» — победа доброй воли над атеистическими предрассудками и православной подозрительностью. Странно умиляться мирному диалогу, но приходится — не каждому понятно, что не все художники нехристи, а священники — ханжи и мракобесы. Победителей не судят, но все же выставка, получившаяся несколько постной, могла быть органичнее размещена в отведенном для нее зале, очень красивом, величественном. Некоторые работы здесь потерялись в вынужденном сокращении — так случилось со «Среднерусской античностью» Владимира Куприянова, а другие — хоругвь «Спасайся кто может» Александра Сегутина и бумажные ризы Татьяны Бадановой, наоборот, обрели глубину и смирение, которое современному искусству, в общем, не свойственно"
Время Новостей, "Высокие отношения", Фаина Балаховская - "Несмотря на объявленное начало диалога, выставка утверждает: церковь и современное искусство мирить не нужно. Нет у них проблем. В отличие от отдельных людей, у которых проблемы существуют, -- они на выставки не ходят, зато очень оскорбляются от описания экспонатов. Как раз сейчас одновременно с благостным «Двоесловием» продолжается суд над организаторами выставки «Запретное искусство» Андреем Ерофеевым и Юрием Самодуровым. Так что если приветствовавшие (или просто не запретившие) выставку священнослужители действительно хотят внести «вклад в преодоление конфронтации между частью церковного общества и некоторыми представителями художественной интеллигенции», то они могут попробовать вникнуть в удивительное действие в Таганском суде. Потому что очень трудно одновременно судиться и вступать в диалог. «Время Новостей»."
Протоиерей Максим Козлов - "Нам надо уйти от лобового столкновения. "Двоесловие" – это славянский перевод греческого слова "диалог". Идея этой выставки принадлежит не мне, а двум людям, которые ко мне обратились: клирику города Москвы, диакону Феодору Котрелеву и художнику Гору Чахалу. Они предложили проект этой выставки, общая идея которой состоит в том, чтобы постараться наметившуюся и достаточно тяжелую конфронтацию между частью художественно-культурного сообщества и значительной частью современных православных прихожан с традиционным церковным сознанием каким-то образом преодолеть – помочь уйти от лобового столкновения, от противопоставления одно другому.
"Двоесловие" в новостях Культуры>
<<Авторы идеи: диакон Феодор Котрелёв и Гор Чахал
Кураторы проекта: диакон Феодор Котрелёв, Андрей Филиппов, Гор Чахал
Участники выставки:
Никита Алексеев, Кирилл Асс, Татьяна Баданина, Дмитрий Врубель и Виктория Тимофеева, Константин Звездочётов, Владимир Куприянов, Александр Сигутин, группа «Синий суп» (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов, Валерий Патконен), Андрей Филиппов, Гор Чахал.
Место проведения: Храм мч. Татианы при МГУ. Москва, Б.Никитская ул. д. 1.
Время проведения выставки: 31 мая - 14 июня 2010 года>
Проект осуществлён при участии Stella Art Foundation>

<эскиз Константина Звездочетова "Вы знаете как это назвать">

«Думаю, что эта выставка будет в каком-то смысле меморандумом о намерениях нахождения языка общения, наведения мостов», - считает настоятель храма святой Татианы протоиерей Максим Козлов.

«Художники предоставляют работы, в которых прослеживается тема диалога, а Церковь предоставляет выставочное пространство - действующий храм, таким образом, подтверждая свою заинтересованность в проблематике» – комментирует один из организаторов выставки художник Гор Чахал.

Протоиерей Максим подчеркивает, что выставка будет проходить не в самом храме, а в помещении, соседствующем с храмом: «На церковном языке церковном его можно назвать притвором, а на языке светском — актовым залом. Но, несомненно, идея такого рода соседства является достаточно дерзкой».

Гор Чахал отмечает, что «В идеале, нам как кураторам выставки, хотелось бы обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня», – впрочем, признавая, что такую тенденцию пока проследить сложно.

Отбор работ на выставку проходил при участии художественного и православного сообществ. Были отклонены излишне эпатажные работы, а также было отказано в участии некоторым художникам, за которыми в прошлом закрепилась репутация противников христианских ценностей и традиций.

<
Последнее десятилетие в области светского современного искусства наблюдается довольно интересная тенденция. У теоретиков искусства постсекулярного общества после десятилетий господства левого марксистского дискурса вдруг зазвучала тема религиозности. Серьёзные международные художественные форумы стали уделять всё больше внимания этой проблематике. Например, темой 1-й Singapore biennale современного искусства 2006-го года была «Вера». В парижском Центре Жоржа Помпиду в прошлом году состоялась масштабная выствка «Следы сакрального» в искусстве ХХ века и международная конференция «Религия: новые перспективы», и т.д.
И эта тенденция, на наш взгляд, конечно, не случайна. Периодически всё сильнее сотрясающий мир и неуклонно углубляющийся кризис общества потребления поневоле заставляет задуматься о прочности фундамента всего здания современной культуры - безбожного гуманизма. Почему постулируемое им понятие бесценности человеческой жизни сейчас фактически превращается в свою противоположность - «без ценности»; прогресс оборачивается нравственным распадом личности, семьи и общества, в котором тотальный цинизм становится уже культурной доминантой. В такой ситуации передовая мысль, естественно, всё активнее ищет возможные пути возрождения, возвращения к живому источнику культуры - идеалистической философии, вере и «новой» религиозности. Блудный сын возвращается к Отцу.

В Европе, надо сказать, диалог современного искусства и Церкви, несмотря на всю его проблемность в XX столетии, всё же никогда не прерывался совершенно, и довольно разветвлённая сеть религиозных центров современного искусства способствует поддержанию связей Церкви и искусства. В Ватикане, например, с 1973-го года начал действовать музей современного католического искусства. В Австрии несколько лет ежегодно успешно проходит ночь церквей, организованная по принципу уже ставшей известной россиянам ночи музеев. В действующих храмах Линца, Граца, Зальцбурга, Вены проводятся концерты современной религиозной музыки, показы видео, инсталляций, перформансов актуальных художников на религиозную тему. Церкви открыты всю ночь. Множество посетителей, особенно молодёжи. Внимание СМИ. В ноябре этого года Папа Бенедикт XVI встретился с 250 всемирноизвестными представителями художественного мира в Сикстинской Капелле с целью обсудить возможности возобновления активного диалога между искусством и Церковью сегодня и т.п.
В России однако, подобного диалога со времени большевистского переворота 1917-го года, к сожалению, не наблюдается вовсе. Вернее, сегодня он протекает в совершенно болезненных, неприемлемых формах, в основном, в залах заседаний Гражданского и Уголовного Суда, поскольку современное искусство в глазах верующих ассоциируется, в основном, лишь с вакханалией, кощунством и попранием Святынь. Это конечно же далеко не так, хотя, надо сказать, проблем и взаимного недоверия, безусловно, и у Церкви и внутри художественного сообщества за годы советской и постсоветской власти накопилось достаточно. Между элитарной Эстетикой современного искусства и представлениями о Прекрасном у обывателя лежит уже чуть ли не пропасть. Положительный опыт сотрудничества Церкви и художников «мистической» ветви русского авангарда начала ХХ века практически полностью утрачен. Несмотря на это, год назад нам всё же удалось организовать круглый стол о возможности диалога Церкви и современного искусства. После двух заседаний круглого стола, его участники решили, что художественная выставка на тему этого диалога может послужить хорошим материалом для дальнейшего предметного разговора.

Предполагается, что выставка будет являться для общественности некоторым совместным заявлением о намерениях. Художники предоставляют работы, в которых прослеживается тема упомянутого диалога, а Церковь предоставляет выставочное пространство - действующий Храм, таким образом подтверждая свою заинтересованность в проблематике. В идеале, нам, как кураторам выставки, хотелось бы, обозначить тенденцию в современном искусстве, так или иначе развивающую христианскую культуру сегодня. Но, поскольку, пока такую тенденцию проследить отчётливо довольно сложно (вероятно, мы, в какой-то степени, и подталкиваем художественное собщество к этому), для первой выставки мы решили привлечь несколько известных современных художников, в работах которых богословская тематика, отсылы к христианской культуре прослеживаются ясно и, вместе с тем, бережно и неспекулятивно, сочетаясь в то же время с актуальным живым художественным языком их произведений.

Гор Чахал.
<16 февраля - РИА Новости, Елена Гуткина.
Первая в России выставка современного искусства в православном храме, которая пройдет в июне этого года, станет меморандумом о намерениях нахождения языка общения между современной культурной и церковными традициями, заявил РИА Новости настоятель храма Святой Татианы при МГУ имени Ломоносова протоиерей Максим Козлов.
Проект "Двоесловие/Диалог" будет экспонирован в храме мученицы Татианы при МГУ с 31 мая по 14 июня. Диакон Феодор Котрелев, художники Гор Чахал и Андрей Филиппов выступили в роли кураторов.
"Думаю, что эта выставка будет в каком-то смысле меморандумом о намерениях нахождения этого языка, языка общения, наведения мостов", - сказал отец Максим, отметив, что сегодня складываются отношения между современной музейной культурной традицией и современной церковной традицией, и появляются художники, стремящиеся "наводить мосты" между современным и традиционным.
Художники, отметил он, обратились с предложением именно при храме, в актовом зале или притворе, устроить выставку современного искусства, а также одновременно приурочить к выставке круглый стол, на котором будут обсуждаться отношения между современным искусством и церковью, направления преодоления противостояния искусства и церкви.
"Мы решили пойти им на встречу", - добавил протоиерей, сказав, что работы отбирались и церковным, и художественным сообществами.

TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO