
24 апреля - 18 августа 2013 года
выставка 
"Михаил Нестеров. В поисках своей России". 
К 150-летию со дня рождения. 
Третьяковская галерея.
|  | ◄24 апреля
	- 18 августа в
	
	Третьяковской галерее на Крымском, 10 (залы 60-61) выставка 
	
	"Михаил Нестеров. В поисках своей России". 
	К 150-летию со дня рождения.  Открытие 23 апреля.  Выставочный 
	проект года посвящен Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье 
	творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. 
	Живописные поиски Нестерова шли в русле национально-романтического 
	направления отечественного символизма и стиля модерн. В произведениях 
	художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. 
	Своим содержанием и глубиной искусство Нестерова созвучно религиозным 
	исканиям русских писателей и философов рубежа XIX–XX столетий. И позднее, в 
	жестких идеологических рамках 1920-х – начала 1940-х годов, своим 
	творчеством художник продолжал утверждать гуманистические идеалы. <Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917> | 
| Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, 
	Беларуси и 10 частных коллекций демонстрируют широкий диапазон 
	художественных интересов Нестерова: картины на религиозные темы, портрет, 
	пейзаж. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым 
	росписям и мозаикам. Многие произведения были специально отреставрированы к 
	выставке («Юность преподобного Сергия», 1892–1897), причем картина «Голгофа» 
	(1900, обе – ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей 
	реставрации экспонируется впервые. Ряд ценных живописных полотен и 
	графических листов недавно поступили в собрание Третьяковской галереи из 
	коллекций, принадлежавших внучке Нестерова И.В. Шретер и семье архитектора 
	А.В. Щусева, друга и соратника художника. Эти работы, также прошедшие 
	реставрацию, демонстрируются в полном объеме и станут открытием для широкой 
	публики и специалистов. Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Художника неизменно волновали образы, воплощающие представления о нравственном совершенстве человека, о его духовном подвиге. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». Девять разделов экспозиции, организованной одновременно по хронологическому, жанровому и тематическому принципам, демонстрируют творческий путь М.В. Нестерова в многообразии художественных поисков, увлечений и занятий: «Начало пути (1877–1886)», «Утверждение своей темы», «Цикл о Сергии Радонежском», «Роман в красках», «В пространстве соборов», «Портреты эпохи модерна (1900-е)», «После 1917 года», «Портреты 1921–1941 годов», «Документально-биографический раздел». | 
| К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает, используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. Нестеров признавался, что избегал изображать «сильные страсти», предпочитая им «наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». | 
© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO