ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Венские заметки Лены фон Лапшиной.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #10. 16 октября 2007 года.
Split Film Festival 2007. Diokletian или энергия соц-архитектуры. 

<<Один автобусный час до Братиславы плюс один час перелёта, и мы уже прогуливаемся вдоль оживлённой проходящей регатой морской променады Сплита. Обновлённая огромными белобетонными плитами и стильной городской меблировкой с манящими видами на близкие хорватские острова Хвар, Брач… Один из первых вопросов Branko: "Как вам нравится новая променада?". Основатель и директор Splitski Filmski Festival ожидает конечно-же отрицательного ответа! "Einstein's greatest mistake" - новый фильм Branko Karabaticа, критикуемый критиками и одобряемый творческой интеллигенцией - визуальное объяснение в любви городу и окрестным пейзажам в промежутках между событиями абсурдно-криминальной истории с проскальзывающими последствиями югославской войны (flashbacks, временные скачки, красные и синие затемнения, отсутствия героя в кадре). 

Сплитский фестиваль характерен полнейшим отсутствием кинорынка с сопровождающими его хаотичными ублажениями престарелых звёзд экрана, бульварной прессы, security и подобными последствиями. Стиль жизни, называемый "mediterranean" и приравниваемый по значению кубинской "маньяне", положительно сказывается на замученных стрессовыми ситуациями гостях фестиваля вскоре по их прибытию. Если что-нибудь не складывается с предстоящей презентацией и т.п. - на помощь приходит один и тот-же настоятельный совет-пожелание: "Не волнуйтесь, идите к морю, дышите глубже, плавайте, наслаждайтесь далматскими деликатесами и напитками." И действительно, после пары прыжков с камней одной из городских бухт в кристальную прохладу с последующим посещением одного из фестивальных ресторанов (желательно расположенного во дворце Diokletiana Grgur с его лучшим "tartufi"-блюдом и Pelinkovac или ракушами под красное вино) жизнь начинает становится прекрасной. И после этого гости совершенно готовы к ежедневной, в пять часов начинающейся, программе. 

Открытие фестиваля впервые проходило в летнем кинотеатре (перемещая в счастливое советское детство под жаркими сибирскими летними ночами и чёрно-белыми индийскими фильмами) на "лучшем городском пляже" Bacvicer. Под звёздным небом фильм Apichatong Weetasethakulа "Syndromes and the Century" до упаду пытался исследовать формулу чувства счастья или чего-то подобного. Под завершение фильм начинается сначала, и при этом персонажи меняются местами. Автор хотел сказать очень много, и всё это очень философски и очень художественно, сопровождая всё это парой замечательных моментов - сцена музыкального номера на открытой ночной тайванской площадке была просто реальной в летнем сплитском кинотеатре! 

В отличие от "Syndromes and the Century" или сопровождаемый массовым разбегом зрителей "Lá-Bas" Chantal Akerman, серьёзными претендентами конкурсной программы считались такие фильмы как "Ararat - Fourteen Views" Donа Askariana (творчеству армянски-немецкого режиссёра была посвящена целая ретроспектива, представляющая девять фильмов Askariana) и безусловно "The Man from London". Новый чёрно-белый монументал Béla Tarr - беспредельное киноэстетство снятое по принципу реального времени происходящего действия с 20-минутными onetakes и скользящей камерой с одновременным показом интерьера и экстерьера. "The Man from London" - фильм, который безусловно нужно смотреть! 

Но Grand Prix фестиваля получила 26-летняя выпускница ВГИКа Мария Саакян за фильм "Маяк", рассуждающий о принадлежности к той или иной местности, родине, национальности, их потере или обретении - на фоне горной деревни послевоенного Нагорного Карабаха. Кровавые военные события практически отсутствуют в кадре, концентируясь на их восприятии юной героиней фильма. Вернувшись с чемоданом на колёсиках в свою деревню, Лена находит в детской комнате старую лампу-светильник в виде маяка. Поэтические параллели о блуждании в поиске затерянного жизненного пути и новых надежд на брежущий вдали смысл существования и маячной символики. Снято в лучших традициях Мосфильма. Несмотря на проблемы с титрами, с последующей потерей большей части юмора (играющего важную роль) для не владеющего русским языком зрителя, жюри видимо убедил "Маяк" в форме gesamtwerkа, а не только визуальной виртуозностью à la Béla Tarr. 

Специальный приз фестиваля - дельфиний хвост из бронзы - за заслуги перед кинематографом получил Lars von Trier. За это публика получила возможность просмотра его нового сатирического творения "Direktoren for det hele" (The Boss Of It All), а также посетить мастер-класс его продуцента Ib Tardini и поучиться производству культовых low budget фильмов. 

Среди интернационала мелькали актуальные хорватские фильмы. Например "Pravdo Cudo" (True Miracle) Lukasа Nol. Самоназванный околорелигиозный бизнесмен-предводитель импортирует "храм всеобщей любви" куда-то на типичный хорватский остров с прекрасными ландшафтами и замкнутым в себе миром ограниченного шовинистического населения. Его сын влюбляется в булочницу с шестью детьми, отвергнутую островным обществом. Далее следуют сцены околорелигиозного фанатизма и делания денег из "святого источника" на разлив, эстет-порнографических съёмок, anything goes, sex and drugs…

Или то или иное открытие из хорватского видео. "Selfportrait" вездеприсущего Ivanа Faktorа (открывшего одновременно персональную выставку с плохо обыгранными тремя этажами городской галереи Сплита) в виде непереработанного чёрно-белого документального гастро-исследования-footage. "Plac" (Marketplаce) - хорошо сделанный фильм Ana Husman о центральном рынке Загреба, обыденных деликатесах, восприятия глобального и региональных ценностях. Тотально гипнотизирующий фильм "Cycle" Branko Pasic - voice-off любовная история на фоне абстрактного визуального ряда. Или "Sorry, Wrong Number" Lala Rascic в стиле старомодной радиопостановки. 

Среди 700-минутной конкурсной программы "short" и множества предоставленных неописуемых попыток короткометражного творения (как  впрочем на большинстве фестивалей) запомнилось два фильма. 17-минутный фильм из Испании "DVD" Ciro Altabás. Слапстиковая комедия из жизни трёх freakов разработанна в виде меню DVD-плэйра и состояща из глав-разделов типа: trailer, selected cut scenes, alternative ending, eliminated scene, videoclip, character selection, boy-meets-girl story и тому подобное. Пожалуй самый сильный по идее - 15-минутный "Fast, Faster, Fastest - American Attrition" Brianа Dugan Blockа. И снова footage. Чёрно-белая документация полицейских погонь-преследований криминальных элементов, мутирующих к своего рода образам борцов-desperados за индивидуальную независимость и против всеобщего и повсеместного контроля. 

В отличие от характеризующих предшествующие фестивали бесчисленные перформансы и screenings на улицах старого города к сожалению не наблюдалось как и медиальные инсталляций в объёмные залах недостроенного здания морского аквариума. Эти потери были компенсированы брутальным шармом вышеупомянутого летнего кинотеатра Bacvicer (с типичным для Далматии резким ветром Bura), а также новой презентационной выставочной площадкой для фестивалной New Media со свежим интерактивным проектом Christina McPhee "Latency Structures" о местностно-временных фантазиях и digi-performancами G. H. Hovagimyanа. 20-летний бетонный блок "Дворца Молодёжи" расположен в новой части города. Никогда недостроенное здание постепенно осваивается фестивалем и параллельно существующим Медиа-центром. В этом году состоялось открытие одной из симметричных сторон круглого в плане зрительного зала-амфитеатра и частью бесконечно окружающих его помещений. Потенциал этого занимательного здания, находящегося в свободном от исторически-туристического паломничества и полном энергии районе соц-архитектуры, далеко не исчерпан. И возможность разработки будущего предпочтительнее завершённого настоящего…



верхний ряд:
Одна из сплитских бухт, "Syndromes and the Century" (Apichatong Weetasethakul), "Маяк" (Мария Саакян) 

второй ряд:
"Fast, Faster, Fastest" (Brian Dugan Block), лекция сплитской международницы Ana Peraica (проживающей во дворце Диоклетиана) в зале-амфитеатре "Дворца Молодёжи", "DVD" (Ciro Altabás) 

третий ряд:
"Direktoren for det hele" (Lars von Trier), "The Man from London" (Béla Tarr), "Pravdo Cudo" (Lukasа Nol) 

нижний ряд:
Don Askarian, участник жюри из Загреба Branko Schmidt (последний фильм "Queen of the Night"), новое хорватское видео "Bez Naziva" (Alen Floricic), директор и основатель фестиваля Branko Karabatic (последний фильм "Einstein's greatest mistake") 

Photos: © Lena Lapschina (7) и у авторов (5)

2007 @ Lena Lapschina
Marginalien aus Wien # 010


<<Венские заметки Лены Лапшиной #9. 28 мая 2007 года.
Schaurausch в Линце & transPhotographiques в Лилле …

<<Венские заметки Лены Лапшиной #8. 3 апреля 2007 года.
Diagonale в Граце и всё остальное o found footage…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #7. 23 января 2007 года.
More or less o современном искусствe…

<<Венские заметки Лены Лапшиной #6. 2 ноября 2006 года.
Lobster or Fame#2 или как-бы приморское Viennale'06.  

<<Венские заметки Лены Лапшиной #5. 12 октября 2006 года.
Lobster or Fame или Сплитский Кинофестиваль и Венский Берлин.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #4. 13 июня 2006 года.
Рынок контра современное искусство или в ожидании party и один дохлый далматинер. 

<<Венские заметки Лены Лапшиной #3. 25 апреля 2006 года.
Бурная неделя времени ViennAfair и вопрос о спорности её успеха.

<<Венские заметки Лены Лапшиной #2. 27 февраля 2006 года.
Lavastones in your head или современное искусство Исландии.

<<Венские заметки Лены фон Лапшиной #1. 23 января 2006 года.
Современное искусство Европы и дискуссии о его неправильно понятой роли содействия и поддержки политической пропаганды непопулярной идеи Европейского Союза. Неудавшаяся революция. Или очередная попытка Christopha Schlingensiefа поделиться своими внутренними гейзерами.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO