ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Лондон.  Репортажи из Лондона Елены Зайцевой.

<< #3 14 февраля 2006 года.
Тино Сегал. Институт современного искусства (ICA). «Источник» Даниеля Рота в South London Gallery. Ретроспектива Джозефа Кошута в галерее Спрут Меджерс Ли (Sprüth Magers Lee).  Мартин Киппенбергер. Тейт Модерн.


Тино Сегал в Институте современного искусства (ICA)
По 19 марта

<<У кассы меня встретила девочка лет десяти и повела в зал, совершенно пустой и белый. Представившись, она спросила, как я понимаю слово «прогресс». Я стала отвечать, девочка внимательно слушала, пока мы не подошли к противоположному концу зала, где нас ожидала молодая девушка. Девочка представила меня и резюмировала мои рассуждения. С молодой девушкой мы двинулись дальше, через кафе, на второй этаж. Наша беседа была посвящена не столько значению слова, сколько его валентности – она спросила, позитивен ли прогресс, и привела пример  из своего опыта –рассказала о болезни ее матери и, в связи с этим, мы поговорили о прогрессе в медицине. На втором этаже, в зале, который, как и первый, был совершенно белым и пустым, к нам присоединилась взрослая женщина, которая, как оказалось, слышала наш разговор и, представившись попросила меня развить некоторые пассажи из сказанного мной. Девушка исчезла, мы прошли два зала, беседуя. Вдруг, когда мы оказались перед узкой лестницей, ведущей вниз, к выходу, женщина бросилась бежать по ней и скрылась из виду. Но внизу меня ждал пожилой джентльмен, который, представившись, повел меня в самый первый зал, туда, где происходил мой разговор с маленькой девочкой. Женщина успела пересказать мужчине содержание нашего разговора, и он постарался продолжить его на том месте, где он оборвался. Он заговорил о том, что в его возрасте прогресс не воспринимается как нечто безусловно положительное, важнее для него идея  цикличности жизни. Так мы дошли до кассы, закончив путешествие там, где оно началось. Мальчик лет восьми в этот момент приветствовал очередного посетителя.

Выставка Сегала в Институте современного искусства – вторая в серии из трех. В прошлом году посетитель шоу «Эта цель того объекта» в ICA встречался в зале с группой молодых людей, занятыех абстрактной, но запальчивой дискуссией на тему объекта. Они блокировали всякие попытки зрителя вставить слово или задать вопрос, но, если никто не делал попыток вмешаться, безвольно замирали и падали на пол. Таким образом, зритель был вынужден быстро переходить от состояния пассивного наблюдателя (объекта) к активности субъекта, инициирующего продолжение дискурса. Он мог инициировать дискурс или прекратить его, но не мог воздействовать на его смысл.

В новом шоу зритель расстался с ролью объекта и стал в полной мере субъектом – производство дискурса почти целиком доверено ему. Художник посредством нанятых актеров: ребенка, тинеджера, взрослого и старика -выступает в роли катализатора мыслительной деятельности зрителя, побуждая его думать и говорить. Но тонкость состоит в том, что рассуждения зрителя не могут суммироваться в общий продукт, общую картину, оставаясь в голове каждого посетителя среди прочих личных впечатлений.

Этот продукт невозможен в принципе, потому что всякая визуальность изгоняется из работ Тино Сегала. Ему удалось в полной мере воплотить и довести до логического конца движение искусства к эмансипации от визуального образа, начавшееся в конце 60-х годов. Вокруг каждой выставки 30-летнего британца, живущего в Берлине, организуется заговор молчания кураторов, галеристов и пресс-секретарей – запрещена документация, фотографирование, рассылка пресс-релизов с описанием работы. Никаких бумаг не составляется при продаже работ, договор происходит в устной форме в присутствии нотариуса.

В последних двух работах в ICA  явно прослеживается традиция от хеппенигов Аллана Капроу, просившего в 50-х годах зрителей составлять фразы из слов-плакатов  и Вито Акончи, преследовавшего зрителя, не подозревавшего, что он – участник перформанса.  Однако Сегал категорически возражает против применения слов терминов «хеппенинг» и «перформанс» по отношению к его работам. «Это просто работы», - настаивает он. В их основе лежит принцип  «депродукции». Термин, изобретенный художником, описывает процесс, противоположный репродукции,  сочетание возможности сделать что-то и не делания  этого – прерванное действие по производству чего-либо: дискурса, предмета, идей. Понятно, что «депродукция» содержит в себе критику, прежде всего, музейных институций как хранилищ  культурного наследия, которое вдруг может обернуться пустым смыслом. Наверное, «смысл» будет третьей составляющей в серии выставок, первая из которых была посвящена объекту, вторая – прогрессу. Интересно, смогли мы угадать? Нам все станет ясно через год, в том же месте.

Текст подготовлен при участии Наташи Гевалтиг (Natascha Gewaltig)

«Источник» Даниеля Рота в South London Gallery
По 12 марта

<<Если работы Тино Сегала симулируют персональный опыт зрителя, тотальные инсталляции немецкого художника Даниеля Рота опираются на пространство коллективного опыта. Отталкиваясь от истории и мифов некоего пространства или социума, Рот сочиняет собственную историю, мистифицируя зрителя «правдивыми» подробностями и смелыми метафорами.  В данном случае художника вдохновила история района, окружающего галерею на юге Лондона. Здесь проходила река, впоследствии осушенная, которая активно использовалась в судоходстве и торговле. Источник, питающий реку, по легенде, находится в запечатанном бункере. Рот «соединил» подземный бункер со стенами галереи посредством труб, по которым течет таинственная жидкость, оставляя разводы. На втором этаже сеть труб, сложным образом соединенных между собой, покрыта «кожей», на которой местами проступает «сыпь». Викторианское здание Галереи Южного Лондона превращается в метафору человеческого организма, который питается, дышит и болеет – слишком буквальную, если вспомнить, что каноны классической архитектуры со времен Витрувия опирались на строение человеческого тела. В инсталляцию включены карты, рисунки, фотографии, воспроизводящие мифическую «археологию» места, которые складываются в сюрреалистическую картину, абсолютно достоверную на уровне чувств, но невозможную с точки зрения разума.

Рот хорошо известен инсталляциями, вызывающими у зрителя состояние, близкое к состоянию Алисы, обнаружившей в кроличьей норе другой мир. Предыдущий проект Рота, «Зоны растворения» (2005), критики сравнивали с книгами Мураками – вас охватывает переживание экзистенциального одиночества и ощущения, что видимая реальность, ничуть не изменившись, немного сдвинулась, съехала с катушек. Но это почему-то не вызывает  удивления: что все элементы реальности подогнаны друг к другу очень аккуратно, без видимых швов. И в этом заключается высший пилотаж художника, в свои 37 лет являющегося одним из самых убедительных сюрреалистов в искусстве начала нашего века.

Ретроспектива Джозефа Кошута в галерее Спрут Меджерс Ли (Sprüth Magers Lee)
По 13 апреля

<<Прогресс в искусстве если и возможен, то только от художника к художнику, но не внутри отдельно взятой художественной стратегии. Скорее всего, работ Тино Сегала не существовало бы, если бы 24-летний Кошут в 69-м не написал «Искусство после философии» и не выставил бы «Стул» и «Молоток». При жизни мастера его последователи ушли далеко от своего учителя, развив его идеи об институциональности искусства, тексте и контексте, апроприации гораздо мощнее, чем это сделал почтенный основатель концептуализма. Его собственная творческая эволюция развивается от нон-спектакулярности к зрелищности. Что, впрочем, вполне соответствует духу времени. Сначала, в 60-е,  появились неоновые афоризмы, затем, в 80-е,  они стали складываться в масштабные инсталляции (скорее, авторские экспозиции). Первоначально фотографии словарных статей печатались на бумаге, затем - на лакированном алюминии, потом появились копии классиков авангарда, залитые шрифтами, в лайт-боксах. Зарядив свое время мощным интеллектуальным импульсом и изменив характеристики времени в начале своей артистической карьеры, Кошут, став признанным авторитетом,  поплелся вслед за этим самым временем.
Выставка являет собой масштабную ретроспективу мастера -  она охватывает 40 лет его творчества. Среди ранних работ можно увидеть вызывающие священный трепет каждого историка искусства «Art as Idea as Idea», 1969», «Одну и три фотографии», 1965, «Самоопределяющийся субъект», 1966. Экспозиция, как обычно сделана самим Кошутом и заслуживает особого внимания, так как балансирует на грани инсталляции и экспозиции, склоняясь, впрочем, к последнему. Существует искушение воспринять ее как цельную, одну работу. Она так чисто сделана, что, если не знать заранее, какие работы когда сделаны, ее можно всю воспринять как продут нашего времени.

Мартин Киппенбергер. Тейт Модерн
По 14 мая

<<«Один из вас, среди вас, вместе с вами» – писавший на своих постерах, Киппенбергер провозгласил себя воплощением искусства 80-х, и это было сущей правдой. Его искусство питалось духом времени и воплощало этот дух. Он работал менеджером панк-клуба, основал музей в заброшенной скотобойне на одном из греческих островов,  построил входы в утопическую глобальную систему метро, соединяющую страны всего мира, в Юконе, Лейпциге и посреди поля в Греции. Внезапно умерший в 1997 году в возрасте 44 лет, всю свою жизнь он боролся с расхожим мнением о том, что искусствo конца тысячелетия не может произвести ничего оригинального. На тезис о смерти живописи он ответил тем, что заказал уличному художнику в Берлине картины на заданные сюжеты, и выставил их под своим именем (серия «Дорогой  художник, рисуй для меня» 1981). На идею глобализации откликнулся портретами коммунистов и брутально намалеванными маслом на холсте графиками экономического роста. Этой же теме посвящено его самое масштабное произведение – тотальная инсталляция «Счастливый конец “Америки” Кафки» -  баскетбольная площадка, на которой разместилось сорок столов со стульями для интервью самых разных мастей – от продукции известных дизайнеров до мебели с помойки, а также  скульптуры, отсылающие к искусству Барбары Хепворт и другие предметы. 

<Мартин, в углу, ты должен себя стыдиться. 1989.

Истинный сын своего времени, он любое явление жизни  и искусства рассматривал критическим взглядом ироничного молодого человека. Как ни боготворил он Бойса, все же не удержался от реплик его работ и мрачного портрета его матери. Он  перефразировал сентенцию мастера старшего поколения «каждый человек – художник» в «каждый художник – это человек», тем самым закрыв тему утопии в немецком искусстве. В 90-е он пишет «наш ответ постмодернизму» – серию «Жаклин: картины, которые Пикассо уже не сможет написать». 

<Без названия. Из серии «Дорогой художник, рисуй для меня». 198. Collection of Adam and Lenore Sender

Киппенбергер одним из первых превратил свою карьеру в художественную стратегию – чрезвычайно внимательно относясь к своему имиджу в масс медиа, он лично разрабатывал рекламные материалы к своим выставкам и печатал каталоги как  отдельные произведения искусства, для которых выставка являлась только поводом к из созданию. 

<Эксгибиционист. 1976-77. Инсталляция на улице в Гамбурге.

Не унимавшийся номад, полжизни проживший в гостиницах, он создал массивный блок рисунков на фирменной бумаге известных отелей в большинстве которых он никогда не был, тончайшим образом сплавив свою жизнь с искусством в непрерывающийся нарратив, развивающийся по своим собственным законам – законам современного искусства.

<Привлекательная коммунистка. 1983.

В ответ на статью в солидном художественном журнале, назвавшей  Киппенбергера «пьяным циником с сомнительными политическими убеждениями», он создал натуралистичный скульптурный автопортрет, в натуральную величину, изобразив себя смиренно стоящим лицом в угол. На выставке в Тейт Моден демонстрируются четыре версии этого автопортрета. В восьми залах здесь представлены многие самые важные работы художника, как инсталляции «Счастливый конец «Америки» Кафки», «Конвейеры социальных достижений», «Белая живопись», многочисленные рисунки и холсты.  

<За жизнь без дантистов,  1984

Безупречна структура выставки, построенной по ассоциативному, а не хронологическому принципу (это один из главных «коньков» выставочной политики галереи Тейт). Однако своей безупречностью она напоминает о несовершенстве института музея – даже самый лучший музей не сможет представить некоторых знаковых работ мастера, как «Автозаправку Бормана» (игра слов: «автозаправка» по-антлийски звучит как «Gas station») – реальную заправочную станцию в Бразилии, на которую художник переименовал в «Boormann’s Gas Station» или автоответчик с приветствием: «Борман…бензин (gas), который немецкий художник установил у себя дома. 

Важнейшая часть проектов художника разворачивалась прямо на улицах, в магазинах, телефонных сетях   - Киппенбергер один из первых интегрировал искусство в пространство повседневной жизни. И эта часть его художественной стратегии, неуловимая для музеев, является важнейшим вкладом художника в историю его времени. 

<Счастливый конец «Америки» Кафки. 1994 

<<Елена Зайцева.

<< АртЛондон #2 20 января 2006 года.
Том Хантер. «Живущие в аду и другие истории». Галерея искусств (The Arts Gallery), Университет Лондона, Re-Stage (Перепостановка). Ярмарка современного искусства London Art Fair. «Мир Уорхола. Фотография и телевидение». Выставка классика трансавангарда Франческо Клементе. Ретроспектива Дэна Флавина. Инсталляция Мэта Брайанса. Джеймс Хопкинс – последователь нео-поп-арта. До сих пор не утихают споры по поводу «Беременой Эолисон Лэппер». «Ноль, построивший гнездо в моем пупке» Уго Рондиноне и «Создавая общественные пространства» Дэйвида Аджая. «Три китайских императора» в Королевской Академии искусств>

<< АртЛондон #1 26 декабря 2005 года.
Выставка номинантов премии Тернера. Рейчел  Уайтрид. Набережная. Турбинный зал Тейт-Модерн. В Тейт галерее переделывают постоянную экспозицию. Дом сновидений Ильи и Эмилии Кабаковых. Блокбастер этого сезона - «Анри Руссо. Джунгли в Париже». «Новые современные-2005»

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO