ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР МАН с ЛЮДМИЛОЙ НОВИКОВОЙ ART_PUZZLE artontheground АРТ ЛОНДОН - РЕПОРТАЖИ ЕЛЕНЫ ЗАЙЦЕВОЙ АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА ВЕНСКИЕ ЗАМЕТКИ ЛЕНЫ ЛАПШИНОЙ SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Лондон.  Репортажи из Лондона Елены Зайцевой.

<<Арт Лондон #10 с Еленой Зайцевой. 27 июня 2008 года. Официальное искусство эры демократии - 2>

<<Мне бы очень хотелось, чтобы и у нас на Красной площади развернулось что-либо подобное.  В самом сердце столицы Великобритании на Трафальгарской площади «четвертый постамент» на протяжении почти десятка лет  является пространством открытых общественных дебатов. Российские художники Виталий Комар и Александр Меламид предлагали подобный проект в Москве, с бегущей строкой на Мавзолее Ленина еще в 1991 году, но и по сей день центральная площадь России остается символическим пространством торжества тоталитарной власти, своей эстетической завершенностью демонстрирующей, что диалог здесь невозможен. При этом чиновники чаще всего отговариваются тем, что не хотят обижать представителей старшего поколения.

Желание людей преклонного возраста более охотно обращаться к прошлому, нежели к настоящему, понятно и не вызывает никаких других чувств, кроме уважения. Вот и мэр Лондона  Борис Джонсон с большим вниманием отнесся к компании, которую развернули британские ветераны, выступающие за то, чтобы «четвертый постамент» отдали навсегда под статую героя Второй мировой войны сэра Кейта Парка. Мэр ответил, что «это будет трудно сделать». «Трудно, но не невозможно!» - с энтузиазмом провозгласили ветераны и продолжили борьбу. Однако мэр уже связал себя обязательствами по поддержке проекта, в соответствии с которым постамент открыт для сменных работ в области современного искусства. Недавно были объявлены результаты конкурса на следующие две статуи, которые сменят «Отель для птиц» Томаса Шютте на Трафальгарской площади. Это работы Энтони Гормли и Инки Шонибаре. Кроме них, в «короткий список» входили Джереми Деллер, Аниш Капур, Трейси Эммин и Боб и Роберта Смит.

Таким образом четверо из шести кандидатов принадлежат к кругу YBA – «молодых британских художников», совершивших переворот в музейно-галерейном искусстве 90-х, а в 2000-е постепенно завоевывающих публичные пространства. Работа Гормли «Ангел Севера» уже признана важнейшей достопримечательностью ландшафта вдоль северо-восточного побережья Англии. http://www.gateshead.gov.uk/Leisure%20and%20Culture/attractions/Angel/Home.aspx  

С самого начала было понятно, что Гормли должен выиграть проект: художник, в юности изучавший антропологию в Тринити колледж в Кембридже, изображает в основном человеческие фигуры: из глины, из проволоки, из металлических блоков, старой мебели: в виде толпы, запрудившей музейные залы, в виде инсталляции в центре гигантской свалки мусора, на пляже, в галерее: стоящие, сидящие, опустившиеся на колени, прислонившиеся к стене, отчаявшиеся, бодрые, вдохновенные, сломленные жизнью. Он привлекает к работе далеких от искусства людей из далеких земель. Фигуры для выставки в Британском музее выполняла семья, у которой есть маленький заводик по производству кирпичей -  целых 60 человек из Мексики, включая детей, все родственники друг друга.  К тому же, у Гормли  есть опыт работы в публичном пространстве – контроверсивный, но грамотный: статуи хоть и призваны шокировать и смещать привычные представления об одном из самых традиционных из искусств, скульптуре, но продуманы до мельчайших деталей, до состояния безупречности. 

То, что предложил художник для Трафальгарской площади, удивило и восхитило не только мэра, но и жюри во главе с художественным директором ICA Экоу Эшун. Проект называется Один и Другой (One and Other), и предполагает, что в течение 12 месяцев, каждый день, 24 часа в сутки на постаменте будет стоять живой человек. Люди будут сменять друг друга каждый час и, таким образом, в работе примет участие 8760 добровольцев.
«Будучи поднятым на высокий постамент и удаленное от привычного уровня земли, индивидуальное, живое тело предстанет одновременно в качестве объекта и субъекта репрезентации, привлекая внимание к различиям, уязвимости и индивидуальности в современном обществе», - говорит художник.  Пока непонятно, как будут записывать в добровольцы, но уже известно, что желающих больше, чем проект может вместить. Хотя, летним погожим днем побыть на постаменте было бы совсем неплохо, а вот зимней ночью, под ледяным дождем в порывах северного ветра простоять неподвижно целый час на пустынной площади можно только из большой и бескорыстной любви к искусству. И здесь сразу будет понятно, кто герой и борец, а кто так, рядовой потребитель. В общем, скульптор и антрополог Гормли таким хитрым образом предлагает каждому честно спросить себя, кем является он в эстетической парадигме: участником и игроком, или потребителем развлечений. Поскольку дождливых ночей в Лондоне намного больше, чем теплых и солнечных дней, каждый записавшийся должен быть готов решать эту дилемму. 
Второй из выигравших проектов, как водится, призван не разделять публику, а объединить и успокоить всех. Лондонец с африканскими корнями Инка Шонибаре поместил уменьшенную копию линейного корабля «Виктори» адмирала Нельсона в гигантскую бутылку, изготовив паруса корабля из традиционных африканских тканей – на самом деле, это ткани с индонезийским орнаментом, ранее изготавливаемые на голландских фабриках, но в конечном итоге они стали прочно ассоциироваться с африканской культурой.

Художник считает, что таким образом он утверждает  «торжество этнического богатства Лондона, начало которому было положено Трафальгарским сражением». Это можно перевести так: несмотря на наше общее колониальное прошлое, мы счастливы вместе. Хм, в общем-то, так оно и есть: Лондон – самое приветливое  место дли иностранцев, не желающих ассимилироваться в европейской культуре. Но все же от этого проекта сильно попахивает официальной политкорректностью и скомпрометированным консенсусом, подменяющим культурные различия расплывчатым понятием «мультикультурности». К тому же он весьма развлекательный и слишком хорошо заточен под туризм. Мне больше по душе проект Джереми Деллера, не выигравший конкурс: он предложил установить на постаменте останки сгоревшего автомобиля как «след» войны в Ираке. Наверное, жюри показалось, что это слишком сильное высказывание в адрес недавней истории и гораздо безопаснее будет обратиться к далекому прошлому. К тому же, это уже стало традицией: первый из выигравших проектов должен всколыхнуть народ и заставить его думать, второй – погрузить его в сладкий сон. Можно считать, что таким образом учитываются интересы всех: и тех, кто хочет изменить мир, и тех, кому и так хорошо.


<<Елена Зайцева.

<<Арт Лондон #9 с Еленой Зайцевой. 13 мая 2008 года. Официальное искусство эры демократии>

<< АртЛондон #831 марта 2008 года. Двойной агент в ICA. Банкси в Андипа>

<< АртЛондон #7 10 марта 2008 года. Классики живые и мёртвые>
Воспетый Рансьером «третий путь между вечностью господства и дикостью восстания».

<< АртЛондон #6 16 января 2008 года. Метафизическое искусство>
Сара Беддингтон. Места смеха и плача. Лондон. Bloomberg Space, с 12 января до 23 февраля 2008 года>

<< АртЛондон #5 10 октября 2007.
 Концептуализм приобрел благородную патину времени. Страшно подумать, но от лучших лет концептуализма нас отделяет тот же временной промежуток, что концептуалистов – от времени перед Второй мировой войной. На эту мысль наводят выставки в галереях Лондона.  Лидера исландского искусства 70-х Храйнн Фридфиннссон в галерее Serpentine. И аргентинца Давид Ламелас в галерее Monika Sprüth Philomene Magers>

<< АртЛондон #4 21 ноября 2006 года.
Керстин Хёллер (Carsten Holler) в Тейт Модерн. Премия Тернера. Мелик Оганьян - SEVEN MINUTES BEFORE  в South London Gallery>

<< АртЛондон #3 14 февраля 2006 года.
Тино Сегал. Институт современного искусства (ICA). «Источник» Даниеля Рота в South London Gallery. Ретроспектива Джозефа Кошута в галерее Спрут Меджерс Ли (Sprüth Magers Lee).  Мартин Киппенбергер. Тейт Модерн>

<< АртЛондон #2 20 января 2006 года.
Том Хантер. «Живущие в аду и другие истории». Галерея искусств (The Arts Gallery), Университет Лондона, Re-Stage (Перепостановка). Ярмарка современного искусства London Art Fair. «Мир Уорхола. Фотография и телевидение». Выставка классика трансавангарда Франческо Клементе. Ретроспектива Дэна Флавина. Инсталляция Мэта Брайанса. Джеймс Хопкинс – последователь нео-поп-арта. До сих пор не утихают споры по поводу «Беременой Эолисон Лэппер». «Ноль, построивший гнездо в моем пупке» Уго Рондиноне и «Создавая общественные пространства» Дэйвида Аджая. «Три китайских императора» в Королевской Академии искусств>

<< АртЛондон #1 26 декабря 2005 года.
Выставка номинантов премии Тернера. Рейчел  Уайтрид. Набережная. Турбинный зал Тейт-Модерн. В Тейт галерее переделывают постоянную экспозицию. Дом сновидений Ильи и Эмилии Кабаковых. Блокбастер этого сезона - «Анри Руссо. Джунгли в Париже». «Новые современные-2005»

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO