ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Лондон.  Репортажи из Лондона Елены Зайцевой.

<<Арт Лондон #8 с Еленой Зайцевой. 31 марта 2008 года. Двойной агент в ICA. Банкси в Андипа>

<<Двойной агент в ICA.

Кураторы выставки «Двойной агент» в ICA Клер Бишоп и Майкл Слейден (на фото), прежде всего, сами выступают в роли «двойных агентов». Они и кураторы, и модели одновременно.  Куратор, как известно, – это самая привилегированная, высшая, позиция в художественном мире, человек, который не только наделен правом выносить суждение, но также имеет достаточно ресурсов, чтобы активно действовать на основании своего суждения.
Именно куратору принадлежит власть в сложно устроенном мире современного искусства. Модель же – это самая низшая, репрессированная фигура. У нее нет право на высказывание, нет языка, нет желаний. Это совмещение двух крайних позиций художественного мира, бесконечно удаленных друг от друга, драматизировал художник Фил Коллинз (номинант премии Тернера 2006), пригласивший на съемку влиятельных британских кураторов, коллекционеров и критиков, каждый из которых был предупрежден, что портрет будет снят на следующий момент после того, как художник даст модели увесистую пощечину. Большие, очень качественно напечатанные и обрамленные портреты повесили в коридоре Института современного искусства (ICA), как когда-то, в прошлые века, вешали портреты отцов-основателей и благотворителей уважаемых учреждений. У всех у них рдеет левая половина лица, и каждый схвачен в момент обнаженной первой реакции, – агрессии, стыда, злости. У куратора выставки Бишоп на лице выражение удивления и стоического мужества, и, пожалуй, это самые необходимые куратору качества.
Для выставки «Двойной агент» были отобраны или заказаны работы художников, которые создают свои работы при помощи других людей. Во всех них автор не является главным и единственным создателем своей работы. Он опирается либо на других профессионалов, либо работает с любителями, либо с сообществом. Так, Джо Сканлан выставил… молодую подающую надежды художницу Донел Вулфорд, которой на время работы выставки была предоставлена открытая студия, где художница на глазах у публики создает скульптурные кубистические рельефы. Серия посвящена 100-летию кубизма.
Кристоф Шлингензиф, «самый знаменитый немецкий провокатор из тех, что не сидят в Бундестаге», представил фильм «Африканские башни-близнецы», рассказывающий о режиссере-мегаломане, задумавшем сделать театральную постановку в бывшей немецкой колонии в Намибии, воспроизводящую события 11 сентября в Нью-Йорке.  В этой работе пересекаются две важнейшие темы, которыми работает Шлингензиф – терроризм и колониализм. В 80-минутном фильме вместе с профессиональными артистами (в том числе звездой Фассбиндера Ирм Герман), снимались любители –  местные жители, а также постоянная  труппа Шлингензифа, которая в основном состоит из людей с ограниченными возможностями. Двое из этой труппы снялись в другом, коротком, фильме, который демонстрируется на маленьком мониторе, расположенном в углу экрана под самым потолком. Чтобы посмотреть этот, маленький,  фильм, зритель должен сесть в небольшое и не очень крепкое кресло-лифт, и, пристегнувшись ремнем, проехать по диагонали весь экран в то время, как другие зрители смотрят фильм. Таким образом, зритель сам оказывается в роли экспоната и одновременно помехи для других зрителей, все глаза устремлены на него, а он ослеплен светом проектора и висит на стене в своем кресле, совершенно беззащитный.
Павел Альтхамер, работающий на взаимодействии искусства и жизни, помимо того, что он – настоящая звезда мирового искусства, уже 15 лет бескорыстно занимается арттерапией с группой больных рассеянным склерозом, которая называется группа «Новолипье» и изготавливает керамические статуэтки. На выставке представлены работы участников группы и фильм об одном из них, который, несмотря на то, что каждое занятие посвящалось отдельной теме, как «человек», «лошадь», «портрет», всегда лепил только самолеты.
Близкий Альтхамеру художник Артур Жмиевский, искусство которого посвящено прежде всего этике взаимодействия, часто вовлекает в проекты группы людей – и делает это таким образом, что всегда трудно понять, события проекта происходят спонтанно или направляются волей художника. Фильм «Они» показывался на Документе 12. В нем художник задается вопросом, как далеко способен зайти современный человек в отстаивании символических ценностей. Он пригласил несколько групп, представляющих различные организации в Польше – католиков, евреев, польских националистов и социалистов и предложил им создавать рисунки, изображающие важнейшие для них ценности, разрешив улучшать, если это необходимо, работы других групп.
Эпизоды фильма показывают, как, начавшись с деликатных изменений, вносимых в работу других, разгорается настоящая война символов. Страсти накаляются от эпизода к эпизоду, при этом выявляя особенности поведения каждой из групп. Кончается фильм тем, что социалисты поджигают студию и все участники вынуждены спасаться бегством.

Выставка являет собой исключительно цельное и вменяемое зрелище искусства, которое по-настоящему интересуется человеком во всей сложности его социальных связей и отношений, но при этом не уходит в однозначный критицизм общества или чистое «искусство взаимодействия». Прекрасный пример того, как можно выдерживать баланс между этическим и эстетическим в искусстве. Это внушает надежду на сохранение искусства «перед лицом вторжения инструментальной рациональности» и внушает надежду, что в искусстве еще достаточно много противоречий и парадоксов, чтобы продолжать куда-то двигаться и развиваться.
<<Банкси в Андипа.

Guerilla artist Банкси представлен в крайне буржуазной среде – галерее Андипа, расположенной в районе Найтсбридж, по соседству с магазином Харродс, престижными бутиками и самой дорогой в мире недвижимостью. Подъехав к галерее на велосипеде, я почувствовала себя белой вороной, так как все местные девушки были на высоких каблуках. Таблички в галерее предупреждают, что работы происходят со вторичного рынка, и Банкси («he/she» – политкорректно подчеркивается, что пол художника неизвестен, вы можете себе представить, что Банкси – это «она»?) не имеет отношения к продаже. При этом цена каждой работы, как следует из этикеток, включает 4 % в пользу  художника. Экономика искусства – это одна из самых больших тайн в мире.

И художник Банкси, одна из самых загадочных фигур в искусстве (никто не знает, как он выглядит, каково его настоящее имя и где он живет), похоже, успешно взломал ее код. С тех пор, как Кристина Агилера и Анжелина Джоли стали поклонницами его искусства, работы Банкси стали продаваться по цене выше 100 000 фунтов. Практически войдя в круг художественного истеблишмента, он стал еще больше над всеми потешаться. Когда цены на его работы выросли, он сделал полотно с изображение художественного аукциона, которое можно увидеть в коммерческой галерее Андипа. Надпись на продаваемой работе гласит: «Я не могу поверить, что вы, придурки, и правда, купите это дерьмо».

В 2005 году Банкси расписал стену, возводимую израильтянами на границе с Западным берегом реки Иордан (с палестинской стороны). Год спустя пронес в Диснейленд манекен, изображающий узника Гуантанамо с черным мешком на голове. Это как бы закрепило за ним звание политического художника. Его стратегия строится на полной свободе от любых институций – как культурных, так и властных, но при этом он каким-то образом связан с миром шоу-бизнеса. Не исключено, что мы все прекрасно знаем его в лицо, только не догадываемся, что это он.
По собственной воле его не выставляет ни одна солидная институция, но он решил эту проблему уже давно, собственноручно подвесив свои работы в  экспозиции Метрополитена, Лувра и Британского музея – в последнем кусок «пещеры», изображающий доисторического человека с тележкой из супермаркета, провисел три дня. http://www.banksy.co.uk/films/index.html  
Встретить работу Банкси на улицах Лондона, Нью-Йорка или другого города – редкое и волнующее событие. Жители окрестных домов ведут борьбу с местными властями за то, чтобы те не смывали работы художника, признав за ними статус произведений искусства.

При этом граффитисты не считают вандализмом дополнять его работы своими надписями. Недавно в прессе Лондона появилось сообщение, как одна семья, в одно прекрасное утро обнаружив работу Банкси на стене своего дома, собирается выломать кусок стены и продать его на аукционе за большие деньги. Но, как оказалось, на это также требуется получение разрешения у местных властей.
При желании художник мог бы выступать в роли такого своеобразного Св. Николая: тайно, по ночам, расписывать стены домов бедняков, чтобы те наутро обнаружили, что владеют огромным сокровищем. Странно, что он еще этого не делает. Может быть, опасается, что тогда цены на его работы начнут падать?
Выставка в Андипе производит весьма странное впечатление. В собственном помещении галереи выставлены куски стен, выломанные вместе с рисунками на улицах, а также работы в технике «холст, масло, трафарет». В помещении галереи они выглядят довольно скромно, и даже, я бы сказала, тривиально, а вот что поражает, так это дороговизна рам. Кажется, в Лондоне невозможно найти рамы дороже и гламурнее. Дальше по улице, в небольшом съемном помещении, представлены рисунки, один из них, изображающий небольшую крысу, одет в пять (!) слоев паспарту. И при всем желании усмотреть в этом иронию, слишком отчетливо чувствуешь запах денег, больших денег.

<<Елена Зайцева.

<< АртЛондон #7 10 марта 2008 года. Классики живые и мёртвые>
Воспетый Рансьером «третий путь между вечностью господства и дикостью восстания».

<< АртЛондон #6 16 января 2008 года. Метафизическое искусство>
Сара Беддингтон. Места смеха и плача. Лондон. Bloomberg Space, с 12 января до 23 февраля 2008 года>

<< АртЛондон #5 10 октября 2007.
 Концептуализм приобрел благородную патину времени. Страшно подумать, но от лучших лет концептуализма нас отделяет тот же временной промежуток, что концептуалистов – от времени перед Второй мировой войной. На эту мысль наводят выставки в галереях Лондона.  Лидера исландского искусства 70-х Храйнн Фридфиннссон в галерее Serpentine. И аргентинца Давид Ламелас в галерее Monika Sprüth Philomene Magers>

<< АртЛондон #4 21 ноября 2006 года.
Керстин Хёллер (Carsten Holler) в Тейт Модерн. Премия Тернера. Мелик Оганьян - SEVEN MINUTES BEFORE  в South London Gallery>

<< АртЛондон #3 14 февраля 2006 года.
Тино Сегал. Институт современного искусства (ICA). «Источник» Даниеля Рота в South London Gallery. Ретроспектива Джозефа Кошута в галерее Спрут Меджерс Ли (Sprüth Magers Lee).  Мартин Киппенбергер. Тейт Модерн>

<< АртЛондон #2 20 января 2006 года.
Том Хантер. «Живущие в аду и другие истории». Галерея искусств (The Arts Gallery), Университет Лондона, Re-Stage (Перепостановка). Ярмарка современного искусства London Art Fair. «Мир Уорхола. Фотография и телевидение». Выставка классика трансавангарда Франческо Клементе. Ретроспектива Дэна Флавина. Инсталляция Мэта Брайанса. Джеймс Хопкинс – последователь нео-поп-арта. До сих пор не утихают споры по поводу «Беременой Эолисон Лэппер». «Ноль, построивший гнездо в моем пупке» Уго Рондиноне и «Создавая общественные пространства» Дэйвида Аджая. «Три китайских императора» в Королевской Академии искусств>

<< АртЛондон #1 26 декабря 2005 года.
Выставка номинантов премии Тернера. Рейчел  Уайтрид. Набережная. Турбинный зал Тейт-Модерн. В Тейт галерее переделывают постоянную экспозицию. Дом сновидений Ильи и Эмилии Кабаковых. Блокбастер этого сезона - «Анри Руссо. Джунгли в Париже». «Новые современные-2005»

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO