ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO



  В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Ирина Окунева о выставках в Париже

Выпуск 6. Февраль 2009.

<Фонд Картье (www.fondation.cartier.com) представляет выставку известного фотографа Раймона Депардона и идеолога современности Поля Вирилио под названием «Родная земля: «Там» начинается здесь». Депардон известен социологической направленностью своих фотографий: в свое время он запечатлел образы французских крестьян как исчезающей социальной группы. В настоящей экпозиции представлены два фильма. Один из них – это интервью – портреты вымирающих народностей: кечуа, яномами и т.д. Другой – картина глобализированной современной жизни: в течение двух недель фотограф перелетал из одного континента на другой (он побывал в Вашингтоне, Хо Ши Мине, Токио и т.д) и запечатлел образы урбанистической жизни и городских обитателей.

Экспозиция Поля Вирилио занимает нижний этаж центра Картье и состоит из заснятого монолога Поля Вирилио, где он рассказывает о том, что в современном глобализированном мире оседлые обитатели и эмигранты поменялись местами, что весь мир находится в движении, что оседлые обитатели оказались в более хрупком положении, нежели эмигранты и что стоит говорить не об оседлости, а о возможности проследить траекторию перемещения человека (traçabilité). Помимо этого, можно увидеть серию телевизионных экранов, транслирующих сцены войн и перемещения народностей, а также целый зал превращен в наглядную иллюстрацию того, сколько эмигрантов находится в каждой из развитых стран и сколько денег они отправляют в свою страну: флагами обозначены страны, звон монет сопровождает появление стрелки, соединяющей развитую страну с неразвитой и т.д. До 15 марта.

<24, 25, 27, 28 и 29 января в Театре Шатле (Théâtre du Chatelet) была показано барочное произведение Монтеверди «Вечерня Святой Девы» в сценографии Олега Кулика. Художник полностью преобразил здание театра – на фасаде красовался рисунок, на котором был изображен сам художник (которого сейчас легко признать по характерной бороде «лопатой»), а также пёс (тоже с бородкой, вроде фокстерьера); вход в театр был затянут красной материей, свет в театре был приглушен, и двери в зал были также декорированы рисунками художника; возле входа в театре были зажжены урны в виде металлических баков, и двери охранялись персонажами в накидках из ворсистой материи; все остальные служители носили темные облачения со шарообразными светильниками на груди.

Сам художник грел руки возле огня перед входом в театр, а в начале спектакля предложил всем присутствующим принять участие в «первой пространственной литургии», а также забыть об ее авторе. После этого, действительно пространство зала заполнилось лазерной графикой: чья-то невидимая рука чертила образы и буквы, лучи рисовали символы и преломлялись в зеркальном экране, подвешенном в центре зала. Ритму музыкальных моментов соответствовали обилие или исчезновение образов и символов, а паузы между фрагментами были заполнены природными или городскими шумами. Последняя часть – Магнификат, - была прервана антрактом, в течение которого зал Шатле сотрясался тибетским горловым пением. Последняя часть «Вечерни» ознаменовалась появлением в воздухе массы довольно эклетично подобранных религиозных и культурных символов.

Французская пресса, в целом, положительно отнеслась к экспериментам художника. Интерес был подогрет, конечно, скандалом с фотографиями Кулика на последней ярмарке современного искусства. Обилие лазерной графики породило у одного из критиков сравнение с концертами «Пинк Флойд», и все отметили синкретичность работы художника.

<«Красный дом» (www.lamaisonrouge.org) посвятил большую экспозицию телевизионной продукции Энди Ворхола. Идея выставки заключается в том, чтобы показать, насколько важным было телевидение для Ворхола телевидение и насколько разнообразны работы художника для телевидения. По мнению устроителей, это один из малоизученных аспектов творчества Ворхола.

 Экспозиция состоит из множества экранов на которых транслируются передачи под руководством или с участием Ворхола: можно увидеть знаменитые «15 минут», передачу «Фэшн», клип для музыкальной группы «Cars», портрет – кинопробу Марселя Дюшана, экспериментальный фильм «Мыльная опера», несколько рекламных клипов (для супа «Кэмбел», понятное дело, для «Кока-колы» и т.д.;

надо отметить, что сам Энди Ворхол был записан в модельное агенство «Золи» и «Форд Эйдженси» и рекламировал продукты для волос Видал Сасун, кассеты ТДК и Кока-колу без сахара), несколько популярных передач с участием художника, а также последние 15 минут: погребальную речь в честь Энди Ворхола, срежиссированную им самим. Выставка передает ощущение от нью-йорской богемы восьмидесятых годов: артистов, моделей, художников, трансвеститов и многих других, приходивших на ворхоловскую «Фабрику».
До 3 мая.

<В том же «Красном доме» можно видеть выставку Мики Роттенберг (Mika Rottenberg), молодой художницы, работающей в Нью-Йорке.

В своих работах, сочетающих видео и инсталляцию (или скульптуру, как говорит сама художница), Мика создает фантазматическое пространство, клаустрофобические комнатки или огороженные деревенские дворы, где женщины трудятся, трансформируют один продукт без свойств (тесто, молоко, пот, испарение Ниагарского водопада) в другой такой же, постоянно прибегая к помощи своего тела, заключенного в рабочий цикл: руки мнут и порционируют тесто, вода стекает по волосам, волосы же используются в качестве морковки для осла, который заставляет двигаться сырный пресс и т.д. Работа художницы представляется пародией общества потребления, использующего человеческое тело в иногда целесообразных, иногда абсурдных действиях для получения абстрактного продукта.
До 3 мая

<Галерея «Серж Ле Борнь» ( www.sergeleborgne.com) выставляет фотографии с перформансов Марины Абрамович «начиная с перформанса 1977 года («Вдох-выдох») до самых последних ее работ.  Художница откусывает от луковицы и плачет («Лук» 1996-2005), зачищает бычьи кости («Балканское барокко 2» 1997), пробует облачение героя («Герой 2» 2001 , «Дева -рыцарь с Жаном Фабром» 2006), становится героиней итальянских фильмов («Vittoria » 1997, «Stromboli I Head » 2002) и воспроизводит балканские поверья («Балканская эротическая эпопея» 2005). Выставка до 30 апреля.
<«Же де Пом» (www.jeudepaume.org) показывает пользующуюся большим успехом у местного населения выставку швейцарского по происхождению фотографа Роберта Франка «Взгляд другого. Париж/Американцы». Один из основных представителей «уличной фотографии», Роберт Франк известен, в основном, своими образами американской жизни.

В Америке пятидесятых годов, фотограф видел разнообразие персонажей и стилей жизни: в Детройте он снимал заводы Форда, в Нью-Йорке – холёных богачей, во Флориде – чернокожих, в Калифорнии – пальмы и машины. Парижские фотографии менее известны, но именно они притягивают, в данном случае, публику. На них можно увидеть образы, в некотором смысле, вечного Парижа: люди с цветочками или букетами, продавцы тех же цветов или газет, дети и слепые уличные музыканты.
Выставка до 22 марта.

<Нидерландский культурный центр (www.institutneerlandais.com) представляет довольно занимательную выставку Ли Эделькорт «Археология будущего» (www.edelkoort.com).   
Эксперт по тенденциям объединила в экспозиции дизайнерские объекты, произведения искусства, моды и фотографии, выделив некоторые тенденции массовой культуры: изменение отношения к телу, попытки преобразования человеческого тела (генетика и т.д.), инфантелизация, культуры, стремление к архаике, обращение к корням и т.д.
До 8 марта.

<В галерее «Ивон Ламберт» (www.yvon-lambert.com) можно видеть коллаж итальянского художника Джулио Паолини «Inferno Metafisico», отсылающего к «метафизическому» периоду де Кирико.

Выставка де Кирико проводится сейчас в Музее современного искусства города Парижа, и произведение Паолини является реминисценцией на работу мэтра. На коллаже воспроизведена картина де Кирико, а также автопортрет сюрреалиста, прикрытого всего лишь одеждой святого Себастьяна. Перед стеной, на которой подвешен коллаж, установлен стул с разбросанными абстрактными рисунками: стрелками и геометрическими фигурами. Таким образом, фигура художника оказывается спроецированной в абстрактный ад, где царят линии и фигуры. 
До 14 марта.

<Галерея «Таисс» (www.taissgalerie.com) представляет выставку украинского художника Анатолия Твердого под названием «Парад: общество в движении». Художнику немногим более сорока лет, однако темы он выбирает советские: внушительного размера (порядка полтора на два метра) объекты воссоздают образы солдат и рабочих в хорошо знакомой советской униформе, а также мелких партийных бюрократов.

В своих работах, художник использует реальные предметы: толстовки, кирзовые сапоги, армейские пилотки и т.д. Более того, большинство из представленных объектов движется : в работе «Солдатский танец» колеса заставляют крутиться штанины солдат, из стороны в сторону вращается голова бюрократа в произведении с одноименным названием и на небольшом экране транслируется какая-то передача. Образы советского периода разбавлены несколькими постсоветсткими персонажами: банковским клерком и неизменным же чиновником.
Выставка до 31 марта.

<Выпуск 5. Ноябрь-декабрь 2008. Последние два месяца в Париже проходит месяц фотографии. Выставка «Париж фото» прошла сразу после Международная ярмарка современного искусства (FIAC, 23-26 октября), которая ознаменовалась, помимо всего прочего конфликтной ситуацией вокруг фотографий Олега Кулика, которые были признаны зоофильскими и не соответствующими общественной морали и были убраны с выставки. Проходившая в то же время, параллельная ФИАКу, ярмарка «Слик» привлекла рекордно большое количество публики, рискуя составить конкуренцию основной ярмарке в Большом дворце.  
<<Ирина Окунева о выставках в Париже #4 - "Начало парижского сезона".
Начало сезона в Париже ознаменовано, кроме всего прочего, несколькими откровенно провокационными выставками. Помимо китчевых зверюшек Джеффа Кунца в королевских покоях Версальского дворца, в Париже можно также увидеть фотографии отборнейшего дерьма известного американского провокатора Андреса Серрано (Andres Serrano), проверенные временем провокации Олега Кулика, немецкого экспессиониста Эмиля Нольде (Emil Nolde), некрореалистические работы Сергея Серпа, фотографии Дмитрия Цыкалова, графику Романа Цислевича и Пьера Алешинского, работы Жака Монори (Jacques Monory)...
<<Выпуск 3. Май 2008. "Евроазиатское лето в Париже">
Этим летом в Париже широко представлены интенсивно развивающиеся державы, чьи художники ранее не часто появлялись на рынке современного искусства. Так, в течение последнего времени, бурно развивающееся индийское общество активно покупает произведения искусства, что сказывается на росте числа галерей и арт фондов; что привело также к появлению современных индийский художников на международной арт сцене.

<<Выпуск 2. Май 2008. "Алэн Бадью и Славой Жижек: произведение искусства в коррумпированном  обществе"
Сегодня 13 мая предлагаем не обзор парижских выставок, но, на наш взгляд, в данный момент более интересный материал "Алэн Бадью и Славой Жижек: произведение искусства в коррумпированном  обществе". Момент этот определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, сегодня же в 16:00 в ГЦСИ 2-я конференция "Капитализм как религия?", тема которой «Отчужденное искусство». Во-вторых, в Париже 16 мая состоится очередной семинар Алэна Бадью в Высшей нормальной школе, на котором в качестве приглашенного профессора выступит Славой Жижек. Самое время познакомиться со взглядами  двух заметных европейских теоретиков, если угодно, философов. Ю. П.

<<Выпуск 1. Март-апрель 2008.

TopList


© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO