ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Puzzle. Выпуск #21 Реальность сказок и сказочность реальности.  Анастасия Полозова. 25 марта 2011.

Что может получиться из союза творческих личностей, мореплавателей и экологов, оказавшихся на одной шхуне в водах Северного Ледовитого Океана? Во-первых, увлекательное, хотя и опасное путешествие, во-вторых, захватывающая повесть об этом путешествии рассказывающая, и в-третьих – выставка, его иллюстрирующая.
Но относиться к выставке Леонида Тишкова только как к иллюстрации путешествия было бы не правильно, не смотря на то, что Тишков – гениальный иллюстратор. (вспомнить хотя бы его иллюстрации к Кэрроловской «Охоте на Снарка»).
«Арктический дневник» вполне самостоятельный проект. Конечно, без лондонских энтузиастов, болеющих за экологическую обстановку на планете, он бы не состоялся, но и без главного героя всех фоторабот - «Частной луны» - он не был бы таким ярким в прямом и переносном смысле.

«Частная луна» - придуманный Тишковым объект, по сути – двухметровый лайт-бокс в виде полумесяца. Тишков уже объездил с ним полмира. А для путешествия в Арктику его пришлось усовершенствовать - сделать складным и снабдить аккумуляторами.
Сама идея путешествия кажется немного абсурдной, как, впрочем, некоторые акции «зеленых». Двадцать творческих и физически мало подготовленных к морскому вояжу среди льдов и белых медведей, товарищей, да еще с двухметровой луной, которая для такого путешествия совершенно бесполезна и обременительна. Но в том и отличие искусства от жизни, что оно не содержит никакой прагматики и не заботится о практическом применении своих объектов. И именно из-за этой его особенности мы имеем множество удовольствий для глаз и души в виде картин, скульптур и фотографий.
А от фотографий Тишкова – не только удовольствие, но и ощущение покоя, безмятежности и тепла, несмотря на то, что сделаны они среди льдов, и связаны зачастую с риском для жизни.
Благодаря «частной луне» и без того фантастические арктические пейзажи приобрели сказочное звучание. Луна лежащая на берегу, висящая на вышке для хранения тюленьих туш, притаившаяся за охотничьей хижиной, катающаяся на льдине – зрелище тем более невероятное, что все это не фотошоп, а реальные кадры.
Творчество Тишкова всегда было полно сказочных существ, наделенных иногда вполне человеческими характерами и привычками. И если пофантазировать насчет луны, то она представляется доброй заботливой тетушкой, от света которой даже во льдах становится тепло и уютно, как дома, и огромные ледники кажутся просто фотообоями на стенах тетушкиной гостиной.
Кроме фотографий арктический дневник имеет еще и графическую - в виде рисунков Тишкова и литературную форму - в виде повести Марины Москвиной, жены художника и талантливого писателя.
Главной идеей путешествия было привлечь внимание к проблеме освоения Арктики и связанной с этим угрозой экологической катастрофы. Ведь таяние арктических льдов приводит к тайфунам и наводнениям по всему миру. Поэтому тишковский ледник с надписью «Я еще жив» вполне можно считать символом и всей этой экологическо-художественной акции.

Леонид Тишков. АРКТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК
Крокин галерея
(ул. Большая Полянка, 15) до 10 апреля

Еще одна, отсылающая к сказкам выставка – работ Павла Леонова в Пушкинском музее личных коллекций.

Картины 90-летнего гения наивного искусства отнюдь не выглядят сиротками, хоть автор их и живет безвыездно в деревне Меховицы, а собравшая их искусствовед Ксения Богемская умерла в прошлом году. Наоборот - они полны жизни, фантазии, творческой уверенности и свободы, которая может быть только у таких полностью оторванных от социума творческих личностей, как Леонов. Кто сказал, что люди не летают? А медведи не музицируют? Может, у вас такого и не происходит, а у Леонова в его медвежьем углу – пожалуйста. Как придумал, так оно и есть – основной закон его творчества.
Кажется, что автор стоит за каждым своим полотном и голосом однофамильца Евгения Леонова, как в мультипликационных сибирских сказах, вещает о зверях невиданных, людях- великанах, ангелах, реках и морях изобильных, лесах непроходимых и механизмах удивительных. И рассказы эти хоть и невероятны, но так заражают мечтой о благополучной жизни, так зовут в светлое будущее, так самозабвенно приукрашивают прошлое, что им хочется верить, как строителям коммунизма.
Леоновские портреты иначе, как шедеврами не назовешь. Даром, что выполнены в наивном жанре и у автора только заочный народный университет искусств за плечами. Они тоже, кажется, говорят голосами своих героев. Не побоялся художник и знакомые лица изобразить – Пушкин, Гоголь, Крылов в Михайловском, где Пушкин читает «Мертвые души». Не важно, была ли такая история, смотришь, и веришь – была. Именно так стояли, именно так были одеты, и небо было ясное, и голуби за окном откормленные.
Вообще, Леонову можно только верить, как детям, сочиняющим невероятное про инопланетян и привидения. Иначе нельзя. Иначе сказка разрушится.

«Живопись Павла Леонова из собрания К.Г. Богемской»
Отдел личных коллекций ГМИИ им. А.С.Пушкина
(ул. Волхонка, 10) до 3 апреля.

После сказочных впечатлений итальянский фотореализм на выставке в Манеже тоже кажется не вполне реальным.
И, хотя, более 200 фотографий из коллекции Паоло Морелло – репортажная съемка в чистом виде, так и хочется усмотреть в этих кадрах что-то киношное. Чтобы вся эта кровь и нищета, и старость – бутафорские. А чтобы молодость и красота - поющие. Тем более, что классика итальянского кинематографа так нам близка и так нами любима. И ждешь в каждом сюжете того самого знакомого итальянского вкуса - пасты, женщин, моря. Ищешь, как опору, потому что всегда приятнее испытывать радость узнавания, чем напряжение от открытия и познания нового. Мы, зрители, удивительно ленивы в этом плане. И поэтому не можем в очередной раз оторваться от черного силуэта гондолы на Гранд канале, от Моста Вздохов и венецианского льва Джанни Беренго Гардина.
Но таких опор мало. Никто из репортажников не собирается спекулировать на традиционных итальянских штампах и поддерживать нашу визуальную леность. Поэтому вот вам площадь в Милане, графично разрезанная кусками снега и абсолютно белая Сан-Марко, застланная крыльями голубей. Даже привычные образы зашифрованы. Не говоря уже о бесконечных нищих детях, стариках и женщинах с толстыми грязными ногами. Несколько уравновешивают экспозицию итальянские пейзажи, изгибы холмов, перекликающиеся с изгибами женского тела на фотографиях Карлы Черати.
И, наконец, в конце, после жестоких кадров расправы из Будапешта зрителю дают отдохнуть и расслабиться. Феллини, Мастрояни, Софи Лорен кажутся после жесткости реализма почти родственниками. А театрально поставленные кадры Марио Ласаландра с сюжетами как для леденящего кровь триллера – милой сказочной историей.

«Итальянский реализм. Фотографии 1945–1975 гг. из коллекции Паоло Морелло»
ЦВЗ «Манеж
» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.
Здесь же, в Манеже декадентские опыты американских фотохудожников МакДермота и МакГафа. Эта парочка шутки ради моделирует прошлое не только в сюжетах, но и в технике фотографии. Ведь придумать новое в современном фотоискусстве уже практически не реально.
Снятые как-будто через вуаль леди и джентльмены из прошлого, цветы, старинные вазы и телефонные аппараты, обрамленные в темные деревянные рамы, выглядят как реальные фотоотпечатки 19 века. А эксперименты с цветом, как первые опыты цветной фотографии, когда весь кадр целиком заливался одним колором. Смесь эстетства, иронии и профессионализма – не самое худшее сочетание.

МакДермотт и МакГаф «Опыт занимательной химии: фотографии 1990–1890»
ЦВЗ «Манеж
» (Манежная пл., д.1) до 24 апреля.

Арт Puzzle. Выпуск #20. Анастасия Полозова. В поисках хорошего настроения>
Арт Puzzle. Выпуск #19. Анастасия Полозова>
Реальные сны режиссера>
Чемоданы Петлюры>
Деревянные близнецы>
Арт Puzzle. Выпуск #18. Анастасия Полозова>
Проплывая мимо ног>
Он и Они>
Ткань между Парижем и подворотней>
Сделано в СССР>
Арт Puzzle. Выпуск #17. Анастасия Полозова>
Пушкинский музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность увидеть>
Детки в клетке>
Сила цвета и характера>
Арт Puzzle. Выпуск #16. Анастасия Полозова Предновогодние путешествия по сказкам>
Арт Puzzle. Выпуск #15. Анастасия Полозова>
Кадр за кадром>
Арт Puzzle. Выпуск #14. Анастасия Полозова>
Смесь французского с японским. Филологический концептуализм. Орнамент из мух и кремлевская стена плача>
Арт Puzzle. Выпуск #13. Поехали! В 60-е!  Анастасия Полозова>
«От мини до макси». Игра в «балду» как искусство. Несколько слов о духе города.
Арт Puzzle. Выпуск #12. Выставки середины ноября отвечают на вопросы – Что? Где? Когда? и Как. Анастасия Полозова.
Когда встретились художник и автомобиль.«Машина порядка».Где родился авангард.Что такое сон наяву.

Делай как Пригов. Арт Puzzle. Выпуск #11.  Анастасия Полозова
Линии, рождающие шедевр. Ретроспектива звездных характеров. То, что останется. Арт Puzzle. Выпуск #10. Анастасия Полозова>
Волшебство графических линий. Художник детских фантазий. Лесной переполох. Арт Puzzle. Выпуск #9. Анастасия Полозова>

Новая реальность с религиозной основой. Победа символизма над акционизмом. Тренинг по созданию и разрушению границ. Константин Худяков. "Искусство высокого разрешения". Герман Нитч. "Театр оргий и мистерий". Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен). Анастасия Полозова. Выпуск 8
Дети начинают и выигрывают. «Светский треп» современного российского искусстваСвет хлеба и тепло винаАнастасия Полозова. Выпуск 7>
Выставка номинантов премии Кадинского в ЦДХ. Круглый стол с участием художников, критиков и членов жюри Премии Кандинского, на котором были названы имена троек финалистов в каждой номинации. Выставка Гора Чахала «Хлеб неба» в Третьяковской галерее>
 

Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с витиеватым названием «Из чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены 30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>

<<За чертой, за границей, за пределами. Полозова Анастасия. Выпуск #5.
В Москве завершается, пугающая  своей масштабностью, международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных площадках, прошелестели перформансами и презентациями,  а вот победили  ли? Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью, присущими только молодости?

<<О границах на Винзаводе. Полозова Анастасия. Выпуск #4.
Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников, но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия) и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с выбранными местами для экспозиции.

 

<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве, как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре современной культуры «Гараж».
 

<<Звучание воды и камней. Полозова Анастасия. Выпуск #2.
С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»

<< Паблик-арт среди городских явлений. Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности», организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и истории искусства, и политики, и экономики.  Культуролог Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO