ЕЖЕДНЕВНЫЕ НОВОСТИ ИСКУССТВА@ARTINFO




В МИРЕ  В МОСКВЕ В РОССИИ  В ПИТЕРЕ  В ИНТЕРНЕТЕ  ПЕРИОДИКА  ТЕКСТЫ  НАВИГАТОР АРТИКУЛЯЦИЯ С ДМИТРИЕМ БАРАБАНОВЫМ АРТ ФОН С ОКСАНОЙ САРКИСЯН МОЛОЧНИКОВ ИЗ БЕРЛИНА SUPREMUS - ЦЮРИХ  ОРГАНАЙЗЕР  ВЕЛИКАНОВ ЯРМАРКИ ТЕТЕРИН НЬЮС ФОТОРЕПОРТАЖИ АУДИОРЕПОРТАЖИ УЧЕБА РАБОТА КОЛЛЕГИ АРХИВ

Арт Puzzle. Выпуск #36. О книгах художника, книжной графике, и просто графике: от Владимира Фаворского до Сальвадора Дали.
Анастасия Полозова. 16 февраля 2012.

Книги не для чтения.
Здорово, наверное, быть коллекционером. Захотел перечитать «Алису в стране чудес», взял с полки с огромными листами в грубом переплете, возможно, единственный экземпляр с рисунками Сальвадора Дали, и наслаждаешься. Хотя, как раз читать-то такую книгу будет проблематично, потому что гениальный художник не может быть просто иллюстратором. Для него текст – тоже один из подручных материалов, и с ним можно обращаться как угодно, создавая из букв причудливые фигуры, переворачивая слова и целые предложения или просто рисуя по этому тексту. Да и обычная бумага простовата для художника, он использует, например, бумагу ручного литья, в ручную же переплетает листы, укладывает их в какую-то невероятную обложку с кучек деталей и деталек. В результате появляется новый жанр – «книга художника», жанр, задуманный как коммерческое предприятие в начале прошлого века, в наше время явивший миру книги с запахами, звучащие книги, книги-коробки и книги-лестницы, и прочие чудеса издательского дела.
В коллекциях Георгия Генса и Бориса Фридмана таких книжных сокровищ немало, но для выставки в Музее личных коллекций они выбрали лучшие образцы из испанской части коллекции. Уже три первых имени обеспечили бы выставке успех – Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Хуан Миро. А кроме них есть еще менее известные, но не менее талантливые Хуан Грис и Энтони Клаве, Антони Тапьес.
Первое, что отмечаешь на выставке - именно на примере жанра livre d'artiste понимаешь, как свободна фантазия художников. Она не подстраивается даже под тексты таких гениев как Оноре де Бальзак, Проспер Мериме, Эрнест Хэмингуэй или Льюис Кэрролл. Она перекрывает текст, не считается с ним, импровизирует на его тему, но в итоге – уходит гораздо дальше. Более -менее в унисон звучат литографии Антони Тапьеса с «Римскими элегиями» Иосифа Бродского (может быть потому, что к книге приложен диск с записью голоса поэта). Остальные же подминают тексты под себя, сами себя тиражируя и размахивая перед носом у читателя своими фирменными образами.
Более всего отличился Дали. Ну он, как известно, мало кому уступил бы роль «первой скрипки». Поэтому его «Алису» читать невозможно (буквы изображают броуновское движение и перетекают со страницы на страницу как ртуть), можно лишь рассматривать, прокручивая в памяти любимый сюжет.
Рассматривая книгу Миро «Ящерица с золотыми перьями», где он - и автор текста, вспоминаешь четверостишие Александра Пономарева «У художника Миро, красок полное ведро..» (продолжение можно легко найти в сети). Такая энергия, хулиганство, дебош, но детский, безобидный, как разрисованные обои – одно удовольствие рассматривать эти кляксы и загогулины.
Есть, вообще, в книгах художника что-то первобытное, по-животному страстное. Взять, к примеру, то, как обошелся Пикассо с текстом поэта Пьера Риверди, расписав его яркими красными линиями на манер древних манускриптов. С тем же Риверди работал Хуан Грис, но более утонченно и деликатно, в их союзе поэт добровольно подстроился под художника, написав стихи к его работам. Так же деликатно обошелся Антони Клаве с «Пиковой дамой» Пушкина, хотя вряд ли он читал это произведение в оригинале.
Единственное, чего не хватает зрителю – это возможности полистать эти удивительные книги. Но это по определению невозможно. Неким успокоением служат мониторы, на которых это перелистывание имитируется. Тем же, кого этот виртуальный заменитель не удовлетворит, остается напроситься к коллекционерам в гости.
Книга художника/Livre d'Artiste. Испанская коллекция
Музей личных коллекций
(ул. Волхонка, 10) до 25 марта.
Черно-белые квадраты.
Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Работы еще одного испанца, Хуана Эрнандеса Пижуана экспонируются Музее современного искусства. Его картины напоминают топографические карты, которые мы все, не понятно зачем , старательно вырисовывали в школе. Вот здесь равнинная местность, а вот здесь овраг, здесь поле, а здесь посадки плодовых деревьев. В его работах – национальный колорит. Они вполне подошли бы для росписи простой глиняной деревенской посуды.
Вообще, от деревенского происхождения художник не только не отрекся, пройдя Парижи и Мадриды, где учился классической живописи. Он сознательно культивирует его, упрощая до восприятия простого деревенского жителя – которое и есть соль земли – все явления и наблюдения.
При этом, Пижуан – маститый мэтр, один из самых известных испанских мастеров современности, , член Мадридской Академии Изящных Искусств, его работы хранятся в музее Гугенхайма и коллекции Национальной испанской библиотеки.
Что особенного в этих полотнах? Несколько размашистых линий, точечки, цветочки, а иногда и вовсе почти пустые черные или белые холсты, обрамленные нехитрым орнаментом. А все-таки что-то есть. Наверное, искренность, которая есть в работах ремесленников и детских рисунках. Пижуан и был, по сути, ремесленником. Он ежедневно исправно трудился в своей мастерской, а не почивал на лаврах. Хотя, к концу жизни, учитывая количество наград заслуг, мог бы возлежать на диване и думать о высоком.
Хуан Эрнандес Пижуан «Ретроспектива»
Московский музей современного искусства
(Тверской бульвар, 9) до 11 марта
Старомодная графика.
Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Возвращаясь к теме книжной иллюстрации, хотелось бы отметить очень простую и очень академичную выставку книжной графики Владимира Фаворского.
Фаворский – представитель того самого, уже почти ушедшего поколения художников-труженников, работающих сразу в нескольких жанрах, и везде неизменно профессионально. Владимир Андреевич занимался и сценографией, и монументальной живописью, и скульптурой, но главной считал, все же, книжную графику.
Он тоже, как вышеупомянутые испанцы, считал себя не просто иллюстратором, а создателем книги. Хотя, в отличие, от них, он тщательно изучал литературный материал, прежде, чем его иллюстрировать. Более того, он создал целую теорию оформления книги, где большое внимание уделял не только сочетанию книжных и графических образов, но и искусству шрифта, орнамента, заставок, цветовому решению. Такой вдумчивый подход выдает в нем не только художника, но и искусствоведа, опирающегося на культурное наследие предыдущих поколений и культур.
Он брался за такие монументальные произведения, как «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии», сонеты Шекспира, стихи Роберта Бернса, и создавал полиграфические шедевры.
На выставке можно увидеть около 200 его иллюстраций. А также эскизы и рассказ о книжных проектах, которым не удалось увидеть свет. А еще афиши, буклеты, марки и авторские гравированные доски. В-общем, далеко не все, но многие совершенные образцы для подражания и обучения, которые составляют основу русского искусства.
Книжная графика В.А.Фаворского
Выставочный зал Государственного Литературного Музея
(Трубниковский пер.,17) до 23 февраля.
Весеннее настроение.
Возможно, формат этой картинки не поддерживается браузером. Еще одна выставка графики – в галерее «Роза Азора». Графика более современная, но, поскольку «питерская», то тоже старомодная и качественная.
Речь об Александре Ведерникове, ярком представителе «ленинградской» живописной школы 20-х - 30-х годов прошлого века. В эти годы в Ленинграде молодые живописцы объединились в «Круг художников», поставив себе цель создать стиль эпохи. Ориентировались они, в основном, на французских художников, к примеру, на Марке, чей стиль вполне узнаваем в представленных работах.
Ведерников – мастер городского пейзажа, но этим жанром не ограничивающийся. На его литографиях – виды родного Ленинграда, каналы, мосты, сцены из городской жизни, баржи на Неве, волжские просторы с белыми кораблями, пышнотелые женщины, уютные домашние натюрморты. Здесь же – фрагмент интерьера кабинета художника с аутентичной зеленой лампой.
Приглушенные, не кричащие краски, интеллигентная подача, изящная композиция – все в духе места и времени. Своеобразные отпечатки 50-х 60-х, времени знаменитой «оттепели». И этот теплый воздух, и умиротворение, и ощущение тихого домашнего счастья Ведерников сумел передать своими работами. Тем, кто не жил в то время, сложно понять, что тогда чувствовали люди. Наверное, пример то же, что все мы, когда видим первые лучи весеннего солнца, когда хочется ходить по растаявшему снегу в туфлях и верить, что зимы больше никогда не будет.
Александр Ведерников. Рисунки на бумаге.
Галерея «Роза Азора
» (Никитский б-р, 14) до 8 марта>

Арт Puzzle. Выпуск #35. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #35. Четыре выставки фотографий: репортажи от «Коммерсанта», псевдорепортажи от Тарин Саймон, Италия от Светланы Конеген и Питер от «питерской школы»>
Арт Puzzle. Выпуск #34. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #34. Разные взгляды на Москву: современный в Манеже, исторический в МУАРЕ; и призраки города Таганрога на Винзаводе>
Арт Puzzle. Выпуск #33. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #33.В Мультимедиа Арт Музее история двух увлечений Жана Пигоцци и Стенли Кубрика, а в галерее на Солянке – современная мультипликация и работы Алексея Шелманова>
Арт Puzzle. Выпуск #32. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #32.Анни Лейбовиц в Музее личных коллекций и «Стена плача» в Мультимедиа Арт Музее>
Арт Puzzle. Выпуск #31. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #31.Постинтерактивное искусство в Мультимедиа Арт Музее и хроника Пражской весны в центре им. братьев Люмьер>
Арт Puzzle. Выпуск #30. Анастасия Полозова>
Арт Puzzle. Выпуск #30.Проекты специальной программы 4-й московской биеннале осваивают новые пространства: Дом на набережной, Дом-коммуна, Южное Бутово, а Сергей Шутов ловит фосфены>
Арт Puzzle. Выпуск #29. Анастасия Полозова>
В Мультимедиа Арт Музее – итальянские авангардисты, испанский фотограф-провокатор, новый проект «АЕС+Ф» и стеклянная композиция Олега Кулика.  21 сентября 2011>
Арт Puzzle. Выпуск #28. Анастасия Полозова>
4 выставки Мультимедиа Арт Музея: об истории моды и российской фотографии; о природе, о людях и экологии от Янна Артюса-Бертрана. Анастасия Полозова. 1 августа 2011>
Арт Puzzle. Выпуск #27. Анастасия Полозова>
Видеоарт - немецкий (в ГЦСИ), испанский (в галерее на Солянке), американский (в Stella Art) и фотографии Нью Йорка в ММСИ>
Арт Puzzle. Выпуск #26. Анастасия Полозова>
Разные грани фото-репортажа: современный - в Мультимедиа-арт-музее, шокирующий - на Красном октябре и в GMG, ностальгический – в центре им. братьев Люмьер.
Анастасия Полозова. 23 июня 2011.
Арт Puzzle. Выпуск #25. Анастасия Полозова>
Лучшие образцы жанров: графика Александра Кузькина в ММСИ, рекламный плакат начала ХХ века в Третьяковке, гуру постмодернизма в фотографиях в Мультимедиа Арт Музее и австрийское современное искусство в МУАРе. >
Арт Puzzle. Выпуск #24. Анастасия Полозова>
Три потрясающих выставки в Пушкинском: Диор, Боттичелли, африканская скульптура, и ювелирные шедевры в Кремле>
Арт Puzzle. Выпуск #23. Анастасия Полозова>
Фотографии и мультфильмы. Первый папарацци и Мик Джаггер в Мультмедиа Арт Музее, Шварцман – на Солянке и Майкл Кенна – в ММСИ>
Арт Puzzle. Выпуск #22. Анастасия Полозова>
Есть художник - нет художника. Из корзины. Фото-автопортреты>
Арт Puzzle. Выпуск #21. Анастасия Полозова>
Реальность сказок и сказочность реальности>
Арт Puzzle. Выпуск #20. Анастасия Полозова. В поисках хорошего настроения>
Арт Puzzle. Выпуск #19. Анастасия Полозова>
Реальные сны режиссера>
Чемоданы Петлюры>
Деревянные близнецы>
Арт Puzzle. Выпуск #18. Анастасия Полозова>
Проплывая мимо ног>
Он и Они>
Ткань между Парижем и подворотней>
Сделано в СССР>
Арт Puzzle. Выпуск #17. Анастасия Полозова>
Пушкинский музей продолжает серию выставок из собраний частных коллекций. И чем дольше продолжается этот проект, тем более редкие экспонаты мы имеем возможность увидеть>
Детки в клетке>
Сила цвета и характера>
Арт Puzzle. Выпуск #16. Анастасия Полозова Предновогодние путешествия по сказкам>
Арт Puzzle. Выпуск #15. Анастасия Полозова>
Кадр за кадром>
Арт Puzzle. Выпуск #14. Анастасия Полозова>
Смесь французского с японским. Филологический концептуализм. Орнамент из мух и кремлевская стена плача>
Арт Puzzle. Выпуск #13. Поехали! В 60-е!  Анастасия Полозова>
«От мини до макси». Игра в «балду» как искусство. Несколько слов о духе города.
Арт Puzzle. Выпуск #12. Выставки середины ноября отвечают на вопросы – Что? Где? Когда? и Как. Анастасия Полозова.
Когда встретились художник и автомобиль.«Машина порядка».Где родился авангард.Что такое сон наяву.

Делай как Пригов. Арт Puzzle. Выпуск #11.  Анастасия Полозова
Линии, рождающие шедевр. Ретроспектива звездных характеров. То, что останется. Арт Puzzle. Выпуск #10. Анастасия Полозова>
Волшебство графических линий. Художник детских фантазий. Лесной переполох. Арт Puzzle. Выпуск #9. Анастасия Полозова>

Новая реальность с религиозной основой. Победа символизма над акционизмом. Тренинг по созданию и разрушению границ. Константин Худяков. "Искусство высокого разрешения". Герман Нитч. "Театр оргий и мистерий". Синий суп" (Алексей Добров, Даниил Лебедев, Александр Лобанов и Валерий Патконен). Анастасия Полозова. Выпуск 8
Дети начинают и выигрывают. «Светский треп» современного российского искусстваСвет хлеба и тепло винаАнастасия Полозова. Выпуск 7>
Выставка номинантов премии Кадинского в ЦДХ. Круглый стол с участием художников, критиков и членов жюри Премии Кандинского, на котором были названы имена троек финалистов в каждой номинации. Выставка Гора Чахала «Хлеб неба» в Третьяковской галерее>
 

Искусство до и после. Анастасия Полозова. Выпуск 6.
В рамках года Франции в России в Москве проходит фестиваль современного искусства с витиеватым названием «Из чего делают искусство, что делает искусство». На фестивале представлены 30 лучших работ из коллекции Регионального Фонда современного искусства Бретани. Арт-объекты распределены по трем выставкам – «После живописи» в ГЦСИ, и на Винзаводе - «Испытание реальности» и «В настоящем»>

<<За чертой, за границей, за пределами. Полозова Анастасия. Выпуск #5.
В Москве завершается, пугающая  своей масштабностью, международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?»
Молодые пришли, увидели, расположили более, чем 60 выставок на 40 выставочных площадках, прошелестели перформансами и презентациями,  а вот победили  ли? Победили ли искушенного московского зрителя смелостью и оригинальностью, присущими только молодости?

<<О границах на Винзаводе. Полозова Анастасия. Выпуск #4.
Тема «Границы» второй московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?» уже самим названием ограничила творческую свободу художников, но, с другой стороны, дала широкий спектр возможностей эти границы нарушать и действовать не внутри, а вне границ.
Тем более интересен выбор этих возможностей художниками разных стран как отражение национального характера.
Выставки с почти одинаковыми названиями «Внимание! Пересечение границ!» (Италия) и «Пересекая границы» (Мексика), расположившихся в цехах белого и красного отлично демонстрируют эту разницу подходов. Диссонируя друг с другом, но не с выбранными местами для экспозиции.

 

<<Увидеть невидимое. Полозова Анастасия. Выпуск #3.
Одна из основных задач Медиа Форума, который вот уже в 11 раз проходит в Москве, как заявлено на его официальном сайте – это попытка продемонстрировать логику нового мышления и логику новых коммуникаций. О том, как идет процесс поиска этого нового языка, рассказывали гости форума на мастер-классах в центре современной культуры «Гараж».
 

<<Звучание воды и камней. Полозова Анастасия. Выпуск #2.
С 9 июня в галерее Spider&Mouse (Ленинградский проспект, 58) можно увидеть аудио-визуальный проект Андрея Суздалева и Игоря Колесова «Дальняя»

<< Паблик-арт среди городских явлений. Полозова Анастасия. 9 июня 2010 года.
Понятие паблик-арта сегодня настолько широко, что в рамках дискуссии в центре современной культуры ГАРАЖ на тему «Паблик-арт и зоны его ответственности», организованном Приволжским филиалом ГЦСИ 5 июня, были затронуты вопросы и истории искусства, и политики, и экономики.  Культуролог Глеб Фирсов рассказал об отношениях искусства с властью. А художник Михаил Косолапов рассказал о судьбе своих произведений в городской среде, а также дискутировал с Еленой Яичниковой на тему эстетики объектов паблик-арта.

 TopList

© 1994-2020 ARTINFO
дизайн ARTINFO
размещение ARTINFO